• Сговор раскрыт. Что дальше?

    171 20

    Есть все-таки, какая-то зловещая каверза в том, что к хорошей жизни человек привыкает слишком быстро. Нет, чтобы — потихоньку, шаг за шагом, подготавливая свою психику и бренное тело к новым, улучшенным условиям комфорта. А то, нате: сегодня ты дрова на зиму заготавливаешь, керосин для лампады покупаешь, воду издали тащишь, а завтра – в твой дом заводят газ, свет и водопровод. И попробуй послезавтра вновь перейти на дедовскую печку или коромысло с ведрами – такая «депрессуха» одолеет, что хоть к психологу обращайся. Здесь-то, мыслится, и берут начало все эти противозаконные и превратившиеся в многолетнюю перманентную борьбу с поставщиками ресурсов хитрости и изощрения потребителей благ цивилизации, предпринимающих все усилия, чтобы с ними не расставаться. Однако противостояние это нередко напоминает борьбу «нанайских мальчиков», где нет победителей, а есть только проигравшие. Именно такое впечатление сложилось после недавней встречи за «круглым столом» представителей антимонопольной службы, газовиков и руководителей муниципальных властей республики.

    Поводом для серьезного разговора, инициированного Управлением ФАС по Ингушетии, стал поиск причин образования несуществующих задолженностей у абонентов ингушского филиала «Газпром межрегионгаз Пятигорск». По словам главного специалиста-эксперта Управления ФАС по РИ Бориса Евлоева, в отношении газовиков возбуждено более 20 административных дел, связанных с «накруткой» долгов абонентам. Оратор резонно задался вопросом: почему абонентов по любому мало-мальскому случаю, требующему разбирательства, отсылают в Пятигорск, тогда как в республике имеется свой огромный филиал?

    Было сказано, что в закрепившихся после всех «кассаций и апелляций» постановлениях судов прямо указывается на обязанность энергоснабжающих организаций производить перерасчеты, но газовики, дескать, пользуются юридической неграмотностью абонентов. Вспоминали и о Постановлении Правительства России от 2008 года о порядке и правилах поставки газа потребителям.

    — На наши обращения в Пятигорск по поводу этих странных задолженностей, — признался Б. Евлоев, – там никто серьезно не реагирует. В ФАС приходят сотни жалоб и заявлений от абонентов, и нам вместе нужно найти пути выхода из этой сложной ситуации.

    Не секрет, что ситуация, когда люди, пришедшие оплачивать свои счета за газ в абонентские отделы газовой службы, вдруг узнают, что они «должны» выложить сумасшедшие суммы, длится уже не первый год. Среди озвученных проблем, в частности, значится требование оплаты по общей квадратуре помещений (нормативное начисление), несмотря на то, что абонент имеет прибор учета, а также отказ газовиков производить перерасчет, если счетчики не внесены в базу данных.

    Один из участников встречи, заместитель градоначальника Назрани Муслим Дзейтов (сам в прошлом энергетик) одной из причин неразберихи с платежами назвал т. н. «нормативное начисление».

    — В судах нет возможности разбираться с сотнями жалоб от людей, и там сложилась практика решать проблему «оптом», — заметил он. — Я в свое время просил внести изменения в законодательство, чтобы отменить т.н. нормативное начисление. Но я точно знаю, что если у людей на руках имеются какие-либо квитанции об оплате, никто им в перерасчете не отказывает.

    Действительно, указанная проблема очень сложна. Вместе с тем, попыток «капнуть поглубже» и узнать, где кроются ее корни, мало кто предпринимал. Наверное, поэтому один из самых опытных газовиков республики – заместитель директора ингушского филиала «Газпром межрегионгаз Пятигорск» Ибрагим Имиев, в своей речи разложил «по полочкам» ситуацию с «несуществующей задолженностью».

    — Это целый клубок проблем, – подчеркнул он. – Есть претензии обоснованные, но не меньше – необоснованных. Но свою долю вины с себя мы не собираемся снимать. В основном она лежит на нашей абонентской службе, где у работников низкая квалификация. Нарушения копились долго, когда, например, филиал не заносил в базу данных приборы учета и производил нормативное начисление. По упомянутому уже 549 Постановлению Правительства России регламентирована ежемесячная передача сведений. Если здесь идет разрыв в один месяц, то автоматически прием показаний с приборов учета отменяется и считаются среднемесячные показатели за три месяца условно. На четвертый месяц идет стопроцентное нормативное начисление. Если абонент не придет за эти 2-3 месяца в наш территориальный участок и не напишет заявление, ему не сделают осмотр счетчика, то нормативное начисление остается. Да, есть случаи, когда абонент писал заявление, но к нему никто не выезжал. Здесь я могу сказать о наличии сговора между газовиками и потребителями.

    Хочу отметить, что с 1 июня у нас новый руководитель, многих работников, уличенных в нарушениях, мы уволили, поменяли лиц, которые их допускали, в т.ч. начальников участков, мастеров, закрывавших глаза на нарушения. Сегодня этих заявлений у нас порядка семи-восьми тысяч и мы физически не в состоянии сразу решить все проблемы. Но мы стараемся максимально все обработать, реагировать на сигналы. У нас в республике одни из самых низких показаний по счетчикам, потому что идет их «скрутка» в сговоре с низшим звеном наших работников.

    Один только факт: в то время, когда экономия газа должна составлять не менее 50%, у наших потребителей она показывает 5-7%. А проверить, поймать за руку кого-то трудно, потому что много счетчиков, на которых легко можно поменять пломбы-заглушки. Они, кстати, свободно продаются на рынках.

    Кроме того, мы постепенно выявляем у себя и факты подлога документов, когда, например, абонент пишет заявление, что у него, мол, в 2012 или 2013 году стоял счетчик, что он оплатил за его установку. На самом деле, никакого счетчика у него и в помине не было, ничего он не оплачивал и это просто можно проверить по нашим бухгалтерским проводкам. Потом начинают жаловаться в Жилинспекцию, ФАС, где эти жалобы принимают за чистую монету и проблема растет и ширится снежным комом. Ну не может абонент, имеющий площадь отапливаемого жилья 200 кв. м., в течение двух-трех лет потребить только 6 тыс. кубометров газа, когда реальная средняя цифра за месяц должна составлять на эту площадь около 1500 кубов. Да, у нас были определенные проблемы с предоставлением льгот абонентам из-за невозможности, согласно общему регламенту, заносить их в базу данных с наличием задолженности. Но эта проблема недавно снята с повестки дня. Постепенно, надеюсь, устраним и остальные. Мы ищем алгоритм общих действий, посылаем своих работников на обучение, повышение квалификации. Однако без синхронных совместных действий со всеми заинтересованными сторонами все озвученные проблемы не решить.

    Что ж: сговор раскрыт. А что дальше, понесут ли «засветившиеся» наказание, станут ли в дальнейшем отношения между потребителями и поставщиками газа прозрачными — на эти вопросы, увы, пока ответов нет.