• Соцопросы – альтернативный и надежный метод исследования общественного мнения

    перехрист артем

    Социологические опросы, как способ сбора разнохарактерной информации, в последнее время стали не только популярными, можно даже сказать – привычными. Оно и понятно, ведь это – один из самых лучших и относительно надежных методов изучения общественного мнения. Чаще всего их проводят для того, чтобы выяснить, что думают люди по тому или иному поводу. Метод хорош, потому что здесь действует принцип случайности. В опросах стараются задействовать максимальное количество людей, никак не связанных и не знакомых друг с другом, в общем — случайных прохожих. Ведь в таких случаях важно услышать отличающиеся мнения и составить определенную статистику, которая выстраивается на основе полученной информации.

    перехрист артем

    В нашей республике серьезно проводить социологические опросы стали относительно недавно. Что такое срез общественного мнения и насколько это необходимо – в интервью нашего корреспондента с помощником руководителя Администрации Главы республики, социологом Артемом Перехристом.

    — Давайте начнем с того, что вы человек при должности, поэтому сразу же возникает вопрос о предвзятости при проведении опроса, уж извините, если немного резко сказал.

    — Скажу, что несколько некорректное замечание, уж извините тоже за откровенность.

    — И все-таки, возможны погрешности в пользу определенной ситуации или отдельного заинтересованного лица?

    — Погрешности есть всегда. Все мы живые люди, в некоторых случаях эмоции могут взять вверх, оценивая деятельность политической партии, общественной организации или конкретного руководителя. Но происходит это не по вине социолога. Если он (социолог) дорожит своей репутацией, то не будет «подгонять» цифры. Что касается конкретно меня: согласитесь – я лицо стороннее, скажем так. Я относительно недавно в Ингушетии, моя задача – вместе с командой провести опрос и показать реальную картину, исходя из мнений людей. Один или даже десять человек могут слукавить, но схожая оценка нескольких сотен – это уже сигнал о том, что не все в том или ином направлении благополучно.

    — Давайте проясним, зачем нужны социологические опросы, для чего они проводятся и как.

    — Сегодня, для принятия управленческих решений, руководству республики крайне важно видеть реакцию граждан на ситуацию в регионе, на процессы, происходящие в различных сферах жизни Ингушетии. Наряду с динамикой объективных показателей социально-экономического развития все большее значение принимает измерение социально-психологического состояния населения, его мотивации, гражданской активности и т. д. Таким образом, результат деятельности властей, на наш взгляд, должен фиксироваться не только в тоннах, квадратных метрах и суммах инвестиций, но и в оценках и мнениях граждан. Любой субъект государственного управления должен иметь полную, достоверную и своевременную информацию для принятия управленческих решений. В этом смысле регулярная качественная информация о социальных настроениях в территориях республики крайне необходима для принятия конкретных политических решений, особенно в преддверии выборов в Государственную Думу РФ и парламент Республики Ингушетия.

    В этих целях в 2015 году в управленческую практику Республики Ингушетия было введено регулярное проведение социологических исследований – срезов общественного мнения.

    В прошлом году мы проводили опросы в общереспубликанском формате, которые позволяли нам видеть лишь общую картину по республике, т. е. так называемую «среднюю температуру». С этого года мы пошли дальше и начали проводить уникальные по своей сути исследования. Это – межмуниципальные опросы, которые позволяют делать сравнительный анализ муниципальных образований и демонстрируют территориальную дифференциацию. Подобная практика до сих пор применялась и продолжает применяться лишь в нескольких крупных регионах, таких как Татарстан, Краснодарский край, Свердловская область. Также наши опросы будут проводиться и в разрезе отдельных министерств, особенно тех, которые работают напрямую с населением, – министерства здравоохранения, образования, социальной защиты и т. д.

    Результаты социологических опросов можно расценивать, как некое зеркало для власти, в котором она может увидеть себя через призму общественного мнения. Иными словами, результаты этих исследований дают возможность понять, как люди на самом деле оценивают деятельность властей всех уровней.

    — Расскажите подробней о последнем исследовании. Что это был за опрос?

    — Это как раз было межмуниципальное исследование по оценке работы местных властей. Отмечу, что главы и депутаты муниципальных образований – это первые помощники Главы республики на местах. Муниципалы, как правило, ближе к народу, они напрямую работают с населением, поэтому их деятельность является важным связующим звеном между руководством Ингушетии и ее жителями. Цель этого опроса – оценить, насколько эффективна эта деятельность, выявить проблемы, которые требуют незамедлительного решения. Аналогичные исследования планируется проводить ежеквартально и на их основе, совместно с руководителями органов местного самоуправления, разрабатывать, корректировать и реализовывать различные муниципальные программы.

    — Сколько человек вами было опрошено в ходе этого исследования?

    — В каждом муниципальном образовании было опрошено по 500 респондентов электорального возраста, то есть от 18 лет и старше. Выборка репрезентирует население муниципальных образований по полу, возрасту и типу населенного пункта. Для определения итоговой оценки нами были разработаны 7 индексов удовлетворенности.

    — Можете назвать?

    — Да. Это индексы удовлетворенности в целом положением дел, а также работой республиканских и муниципальных властей. Далее – индексы удовлетворенности коммунальными услугами, благоустройством территорий, работой общественного транспорта и развитием культурно-досуговой сферы.

    Каждому индексу соответствует определенный набор вопросов. Количественное значение индекса рассчитывается как среднее арифметическое от разницы положительных и отрицательных оценок, полученных в ответ на эти вопросы.

    — То есть проблемы выявлены, обозначены и доведены до руководства республики.

    — Да. Проблемы дифференцированы по территориям. Это позволяет увидеть специфику каждой территории – как с точки зрения проблемных зон, так и с точки зрения запроса населения к местной власти. Согласно опросу, в некоторых населенных пунктах властями выполняются не все поставленные задачи и существуют проблемы, которым необходимо уделить особое внимание. Отмечу, что важно не только решать проблемы, но и своевременно информировать жителей о действиях и намерениях властей – через средства массовой информации и официальные сайты муниципальных образований.

    — Давайте теперь обратимся к отличию ваших исследований от информации, предоставляемой руководителями организаций и учреждений, местной властью. Ведь не секрет, что проблемы они стараются, мягко говоря, обходить.

    — Так и есть. Существующая практика, когда власть субъекта России в лице ее высших руководителей получает информацию для принятия решений исключительно от бюрократических структур, приводит к тому, что значительная часть этих решений базируется на необъективной или малодостоверной основе. Следствием этого является снижение качества управленческих решений и возникновение дисбалансов в общественной сфере и социально-экономической жизни региона в целом. В итоге возникает необходимость «ручного» управления всеми процессами региона.

    Скажу не в защиту чиновников, но надо признать, что есть тут и другой момент: бюрократические структуры ограничены регламентирующими документами (исполнение требований регламентов является целью их деятельности). Минус регламентов в том, что они не могут оперативно отвечать на вызовы времени.

    Также исполнители, работающие в данных структурах, ограничены «законами» аппаратной субординации и личными карьерными интересами, которые зачастую диктуют им мотивы формирования информации, идущей вышестоящему руководству.

    Здесь играет роль и менталитет. Многие аспекты информационно-аналитической работы сужаются и корректируются общественно значимыми ограничениями и запретами (стереотипами), что не позволяет получить объективную картину происходящего.

    Повысить уровень управленческих решений и перевести процесс их принятия на системную основу возможно лишь при наличии внешней, по отношению к существующим формальным структурам, системы сбора, обработки, анализа и выдачи информационных продуктов.

    Наличие данной системы дает высшему руководству возможность использования эксклюзивной информации для организации публичного контроля и аппаратной конкуренции подконтрольных органов управления: глав муниципальных образований, руководителей министерств и ведомств. Чем мы в принципе и занимаемся.

    — Хотя вы частично и ответили на этот вопрос, но все же: в чем преимущество этой системы?

    — Она позволяет предоставлять населению адекватную информацию не только о действиях, но и о намерениях республиканских властей; разрабатывать и реализовывать полезные социальные инициативы; полноценно использовать возможности обратной связи.

    Полноценное внедрение системы возможно на базе создания специализированного информационно-аналитического центра. Помимо функций обеспечения высшего руководства объективной информацией, данный центр может стать площадкой для проведения публичных мероприятий республиканского, федерального и международного масштаба – форумов, круглых столов, согласительных гражданских процедур и пр.

    — Что ж, успехов вам и спасибо за интервью.