• Водные источники Ингушетии: и дешевле, и эффективнее

    Ингушетия1

    В переводе с латинского языка «аква» – это вода. А часто употребляемое в ингушском языке слово «сап» тоже латинского происхождения («сапо» – мыло). И аква и сапо являются атрибутами богини чистоты Гигиеи.
    Уже понятно, что речь пойдет о водных источниках Ингушетии – вопрос жизненно важный для жителей нашей республики.

    В моем преклонном возрасте и при плохом здоровье взяться за ручку заставила телепередача, которую увидел 9 марта по каналу «Ингушетия». В новостях сообщалось о намерении благоустроить для лечебных целей природный источник на северо-востоке г. п. Сунжи. Жаль стало средств благородных граждан, которые решили вложиться в этот проект. Он не принесет особой пользы для людей. Подобный пример уже есть – в Средних Ачалуках, куда вложили немалые средства для благоустройства природного источника, а в итоге это приносит больше вреда, чем пользы. Но об этом несколько позже.

    Сначала приведу общий обзор по воде, исходя из различных научных данных. Человеческое тело на 70% состоит из воды, кстати, арбуз – на 96%. Если человек теряет 20% воды, то он умирает. Чтобы жить, человек должен постоянно восполнять потерю жидкости, и очень многое зависит от качества восполняемой жидкости. Только 3% всей имеющейся на планете Земля воды пригодны для питья. Причем значительная ее часть недоступна человеку, так как находится в ледниках. В мире 85% болезней передается через воду.

    По данным Всемирной организации здравоохранения, здоровье населения только на 15-20% зависит от здравоохранения и на 40% от качества питьевой воды. Без воды человек может прожить 5-7 суток. В среднем за свою жизнь человек выпивает 35 тонн воды. Один миллиард людей по всему миру не имеют доступа к безопасной питьевой воде. Самая чистая вода в Финляндии, и, конечно, хотелось бы, чтобы на втором месте была Ингушетия. Природные возможности для этого есть, уж водными источниками нас Бог не обделил, только нужно ими грамотно воспользоваться.

    На сегодняшний день водоснабжение в республике не идеальное, но и не критическое. Вода есть, хотя в некоторых населенных пунктах ее не хватает, особенно в летний период. Однако качество воды неважное – она очень жесткая, то есть содержит большое количество минеральных солей, которые вредны для организма. Определить это очень просто. Если вода створаживает мыло, то она жесткая и малопригодная для питья.

    За 20 с лишним лет существования нашей республики сделано, конечно, немало для улучшения водоснабжения населения. Большую роль сыграл и так называемый «Аушевский» водопровод, но беда в том, что он был подключен к плохому источнику воды. Жить приходится по принципу: «лучше иметь такую воду, чем никакую».

    Перед всеми тремя президентами, когда они приходили к власти и встречались с народом, первой звучала просьба населения улучшить водоснабжение. И каждый президент частично решал этот вопрос, но конечная цель достаточного и качественного водоснабжения не достигнута. Так как этот вопрос непосредственно связан со здоровьем населения, я обратился к ныне действующему Главе республики Евкурову в рамках телепрограммы «Диалог с народом». В январе 2015 года я получил ответ от заместителя председателя правительства Гойговой следующего содержания: «Для улучшения качества питьевой воды в Республике Ингушетия ведутся проектные и изыскательские работы по строительству водозабора на р. Асса. Водой из данного источника планируется обеспечить все населенные пункты республики, в том числе и жителей с. п. Троицкое».

    То, что этот вопрос находится на повестке дня нашего руководства, радует и обнадеживает. К сожалению, на сегодня я не располагаю данными, на какой стадии решения он находится. Пожелаем нашему руководству удачного и быстрого решения этого весьма важного вопроса.

    Теперь перейдем к нашим природным лечебным источникам. Их в нашей республике много. Но заслуживают внимания только некоторые из них. В своей знаменитой работе «Лечебные воды, грязи и морские купания в России и за границей» русский ученый Лев Бертенсон описал не только Ачалукские, но и Слепцовские минеральные воды. Книга издана в Санкт-Петербурге в 1901 году.

    Состав Слепцовского ключа Бертенсон описывает так (счет в граммах): «сернокислый натрий – 1,197, двууглекислый натрий – 0,0778, хлористый натрий – 0,589, сероводород – 0,0132, сухой остаток – 2,775, свободная углекислота – 94,8, температура – 280». Дается также и характеристика соляного ключа с температурой 300. По современным понятиям вода Слепцовского ключа относится к группе сульфидных вод, с содержанием сульфидов до 20 мг на литр. Для сравнения: Серноводские сульфидные воды содержат 60 мг на литр, Сочинские – до 450 мг на литр воды. Основным лечебным компонентом сульфидных вод является сероводородный газ с характерным запахом тухлых яиц. Этот газ не только воздействует на рецепторы кожи, но и проникает через здоровую кожу в кровеносную систему, вызывая определенные изменения в обменных и иммунных системах организма. Несмотря на слабые лечебные параметры, эта вода может с успехом применяться и для питьевого лечения и для ванн. Серного источника, который описывал Бертенсон в 1901 году, в Ачалуках теперь нет. Он перестал существовать после сильного наводнения в 1958 году, но в недрах эта вода сохраняется.

    Итак, что целесообразно сделать сегодня для освоения Слепцовского ключа? Подвести хорошую дорогу и благоустроить сам источник. Возводить какие-то сооружения для приема ванн нецелесообразно, потому что суточное количество воды для этих целей недостаточно. А строить общие ванны, как в Ачалуках, даже вредно. Что происходит сейчас в Ачалуках? После благоустройства общих ванн, народ массово посещает эти ванны. Но суточное количество воды не превышает 60 куб. метров. Вода за сутки обновляется только 1-2 раза. Естественно, массовое купание в такой воде не только малоэффективно, но и опасно. Можно заразиться грибковыми заболеваниями кожи, дизентерией, желудочным или кишечным гриппом и другими заболеваниями.

    Для нормального лечения нужны индивидуальные ванны, которые возможны только при пробуривании дополнительных водных скважин. А эти работы стоят очень дорого. Из других лечебных источников заслуживает особого внимания расположенный в горном районе Ингушетии Даттыхский соляный источник (хлоридо-натриевый) с содержанием поваренной соли до 100 граммов на литр воды.

    Касаясь вопросов использования природных факторов для оздоровления, нельзя обойти и курорт «Армхи». К сожалению, его возможности не полностью используются жителями Ингушетии.

    Наш век – это век сплошных неврозов, связанных с множеством отрицательных житейских проблем. Неврозы – это такие заболевания, вернее расстройства нервной системы, когда имеются множество всевозможных жалоб (нарушается мир ощущений), а при клиническом исследовании особой патологии не находят. К сожалению, такие состояния лечат иногда под разными ложными диагнозами, и, разумеется, безуспешно. Неврозы плохо поддаются медикаментозному лечению. Для таких людей курорт «Армхи» большая находка, именно здесь эти состояния лечатся наиболее эффективно. Высокогорный воздух, насыщенный хвоей, величие и красота горных вершин, чистая природа и ряд других факторов весьма благоприятно воздействуют на нервную систему человека. Кроме того, неврозы возникают в определенном месте, а смена места жительства, даже временно, тоже дает лечебный эффект.

    В заключение хотелось бы пожелать жителям Ингушетии больше использовать природные лечебные дары и меньше таблеток. Мое личное мнение, что местные природные лечебные факторы гораздо эффективнее запредельных, потому что мы генетически более предрасположены к ним. Немаловажно и то, что это значительно дешевле.

    Справка:
    Эсмурзиев Бекхан Хамзатович, 1941 года рождения, врач-невропатолог, отличник курортов, профсоюзов СССР, отличник здравоохранения Республики Ингушетия, награжден медалью за трудовое отличие, ветеран труда. Работал с 1976 по 1994 год заведующим вторым отделением курорта «Серноводск-Кавказский».