Наверх

23 Июня 2025 23:12  |   ЦБ USD 78.5016 EUR 90.1356  |  

Назрань:  °С

  |   12+

Ежедневная интернет-газета
  • Главная
  • Редакция
  • О газете
  • Фото
  • Видео
  • Контакты
  • Архив PDF
    • 2014
    • 2015
    • 2016
  • Документы
    • 2015
    • 2016
  • Письмо в редакцию
Menu
  • Главная
  • Редакция
  • О газете
  • Фото
  • Видео
  • Контакты
  • Архив PDF
    • 2014
    • 2015
    • 2016
  • Документы
    • 2015
    • 2016
  • Письмо в редакцию

Рубрики: История

  • Пути сообщения и средства передвижения в истории Ингушетии

    Лилия Восточная | 09.09.2015 |

    130 22Основными путями сообщения в горах Ингушетии были дороги, шедшие по дну ущелий горных рек, и горные тропы. Для переправы через реки (там, где это было необходимо) наводились мосты с каменной основой и настилом из бревен и жердей. Над глубокими ущельями наводились подвесные мосты из канатов, жердей и веток. Мосты были непрочными. Весной, во время таяния снега, их часто сносило потоками горных рек. Благоустройство и содержание дорог и мостов в исправном состоянии добровольно брали на себя жители того ущелья (общества), через которое проходили дороги и где находились мосты. Они же, в случае разрушения моста и перекрытия дороги из-за камнепада, или из-за снежного обвала очищали дороги, ремонтировали или заново наводили мосты.

    В древности и средневековье по территории Ингушетии проходили торговые пути. Их можно определить по концентрации на этих участках в горной зоне — башенных поселений, придорожных «гостевых домиков»; в предгорно-равнинной зоне, укрепленных городищ. После того, как в послегуннский период перестал функционировать степной путь по Северному Прикаспию до устья Дона, торговля с Европой в основном шла через Черноморское побережье Северо-Западного Кавказа.

    С VI в. большое значение приобретают кавказские перевальные трассы Великого шелкового пути. В основном до причерноморских греческих колоний караваны шли по перевалам Северо- Западного Кавказа. Караваны к Черноморскому побережью шли также от Дербента по предгорно-равнинной зоне Северного Кавказа. По территории современной Ингушетии основная трасса торгового пути шла по долине р. Сунжи. На равнине дорога раздваивалась. Одна ветвь шла через ачалукский проход в сунженском хребте и через терский хребет в Маджары (совр. Буденновск). Вторая ветвь — до р. Камбилеевки, по ее течению и далее по Тереку на северо-запад (к Эльхотовским воротам — инг. Apzlu nalap — «Ворота сунженского хребта»).

    На всем протяжении караванных путей возникали укрепленные городища — крепости, которые контролировали участки Великого шелкового пути, выставлялись заставы, которые охраняли дороги и взимали плату за проезд. Одну из таких застав успел зафиксировать в начале XIX в. исследователь горной Ингушетии Моритц фон Энгельгард. На равнине и в предгорной части Ингушетии на сравнительно небольшой территории их зафиксировано более 40. Стены городищ были укреплены башнями, аналогичными тем, что были известны в горах Ингушетии. Большая группа городищ-крепостей расположена вдоль рек Сунжа, Назранка, Камбилеевка, Ачалуки. Возникновение этих укрепленных поселений было связано, в основном с необходимостью контролировать территории, через которые проходили караванные пути. Местное население само участвовало в торговле, а также получало прибыль от охраны торговых путей. В этот период по перевальным путям Центрального и Северо-Восточного Кавказа, судя по подъемному материалу из могильников с прилегающей территории, в основном велась торговля северокавказского населения с Закавказьем. Торговые пути по территории Ингушетии от Дарьяльского ущелья шли по нескольким направлениям: по Тереку (через Эльхотовские ворота); через Армхинское и далее через Чулхойское ущелья в Ассинское ущелье, и далее одна ветвь шла на восток — в Цори и далее, другая — через Ассинское ущелье на равнину и т.д.

    В XIII в., когда Предкавказье было захвачено монголами, равнинные караванные пути перестают функционировать. Города на равнине были уничтожены. Торговые пути полностью перемещаются в горы. В районе Дербента караваны уходили в горы и выходили на равнину только у Черного моря. На территории Ингушетии горная ветвь пути шла по ущелью р. Гулойхи, вдоль расположения башенных поселений Гули (Пул), Цори, Пялинг, Ний, Йовли, Вовнушки и т.д. Одна из ветвей сворачивала на Барах и оттуда выходила к Таргиму. В Таргимской котловине располагался большой базар, упоминаемый в ингушском фольклоре. На запад от Таргима дорога шла мимо Эгикала по ущелью р. Чулхи. Здесь дорога раздваивалась — одна шла через Тумгойское ущелье, другая — через Хули, и далее обе выходили в ущелье р. Армхи. Оттуда через Армхинское ущелье путь продолжался на запад. Одна дорога шла на Джейрах, вторая через перевал Гирте выходила в район Ангушта (верховья р. Камбилеевки). Часть пути проходила немного севернее — по ущелью р. Фортанги, через ущелье Эги-чож (в этом районе исследователями отмечены мощные башенные поселения замкового типа), и далее в район селений Даттых-Галашки, затем в район Ангушта и далее на запад.

    Продолжение следует.
    Источник: Ингуши.-М., 2013

    • ВКонтакте
    • Одноклассники
    • РњРѕР№ РњРёСЂ
    • Twitter
    • Blogger
    • Evernote
    • LiveJournal
    • Tumblr
    • Viber
    • WhatsApp
    Новости партнеров

Новости


  • dd

    Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе


  • Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе


  • В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья


  • Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб


  • Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи


  • Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры


  • Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция


  • Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля


  • Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы


  • Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии


  • На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана


  • Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей


  • Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов


  • При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс


  • В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии


  • В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день


  • Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека


  • В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых


  • Социальные работники отмечают профессиональный праздник


  • В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа


Все новости
Нас читают
Live Journal Twitter facebook vk Android Apple Instagram OK
Рубрики
  • Безопасность
  • Власти
  • Здоровье
  • История
  • Культура
  • Образование
  • Общество
  • Объявления
  • Политика
  • Право и закон
  • Происшествия
  • Сельское хозяйство
  • Спорт
  • Экономика
Новости СМИ2
Архивы
  • Июнь 2016
  • Май 2016
  • Апрель 2016
  • Март 2016
  • Февраль 2016
  • Январь 2016
  • Декабрь 2015
  • Ноябрь 2015
  • Октябрь 2015
  • Сентябрь 2015
  • Август 2015
  • Июль 2015
  • Июнь 2015
  • Май 2015
  • Апрель 2015
  • Март 2015
Июнь 2025
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Июн    
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  
Яндекс.Метрика

Основное меню

  • Главная
  • Редакция
  • О газете
  • Фото
  • Видео
  • Контакты
  • Архив PDF
    • 2014
    • 2015
    • 2016
  • Документы
    • 2015
    • 2016
  • Письмо в редакцию

Дизайн CompuIng