• Виды оружия в истории ингушского народа

    133,7

    На протяжении многих веков предкам ингушей приходилось защищаться от посягательств многочисленных врагов. Поэтому военное дело находилось на достаточно высоком уровне развития, опиралось на богатейший опыт и продолжало традиции прошлых столетий, а также постоянно творчески впитывало нововведения и изобретения. Оно соответствовало степени социально-экономического развития ингушского общества, среде обитания, насущным потребностям и духу эпохи. Воинам были известны и весьма искусно использовались все основные компоненты наступательного и защитного оружия, отдельные виды которого постоянно совершенствовались. Богатые знания горцев в области вооружения и искусства его применения в бою питались как собственными многовековыми традициями, так и внимательным учетом опыта соседей. Отставание в военном деле и в оснащении воинов передовым оружием и снаряжением могло привести к потере независимости.

    Наступательное вооружение ингушей состояло из метательного, колющего, рубяще-режущего, ударного и огнестрельного оружия. К образцам метательного оружия относятся луки (Iaдаш, пxalaдаш и др.) и стрелы (пхенаш, т1аьскаш). Были известны луки простые, сложные и сложносоставные. Простые луки, изготовленные полностью из дерева, уже в средневековый период становятся детским или учебным видом оружия. Сложные луки имели основу из единого куска древесины, дополненной другими материалами (рогом, костью, сухожилиями, кожей, берестой и т.д.). Эти луки широко употреблялись до XIV в. Основа сложносоставных луков представляла собой несколько прочно склеенных деревянных частей и также дополнялась отмеченными выше материалами. С подобными луками, повсеместно бытовавшими с XIII до начала XIX в., ингушские воины впервые познакомились в период монголо-татарского нашествия на Северный Кавказ (т.е. они были сюда занесены ордами Батыя). Сложные и сложносоставные луки отличались небольшими размерами (их было удобно использовать в горной и лесистой местности как пешим, так и конным воинам), тщательной отделкой, а порой красочной орнаментацией на берестяной или кожаной поверхности, значительной мощностью. Стрелы состояли из наконечника, древка и оперения. Длина стрел колебалась от 60 до 90 см. в зависимости от функционального назначения (борьба против защищенного доспехом противника, конницы и т.д.). Наконечники стрел, изготовляемые из различных материалов (кость, бронза, железо и пр.), отличались формой (ромбовидные, листовидные, пирамидальные и т.п.), разнообразием сечения пера (плоские, граненые, лопастные и т.д.) и способами насадки на древко (втульчатые, черешковые). Древки обычно делались из плотной прямослойной древесины (граб, клен и др.) или из легких и прочных побегов деревьев с мягкой сердцевиной. Материалом для оперения служили перья хищных птиц (орла, коршуна, грифа и пр.).

    Для хранения луков и стрел использовали разнообразные берестяные и кожаные налучья и колчаны на деревянной основе, нередко богато орнаментированные и украшенные костяными накладками. В колчане обычно находилось 25-30 стрел, окончания которых (вблизи оперения) часто разукрашивались в зависимости от типов наконечников. Стрелы в колчанах чаще располагались наконечниками вниз (Х.Мамаев). Луки обычно были очень тугими, и воины применяли специальные предохранительные кольца из кости, камня и железа, а также кожаные напалечники-наперстки, с помощью которых, наряду с традиционными приемами, активно велась стрельба «монгольским» и «средиземноморским» способами. В позднем средневековье у ингушей появляются самострелы (1адсаькхаш), использовавшиеся в основном при обороне башенных построек и заградительных рубежей. Они отличались как мощностью, так и точностью стрельбы.

    В сложном искусстве стрельбы из луков и арбалетов, обучение которому начиналось с детских лет, ингуши достигли в прошлом высокого мастерства. Нередко для более действенного поражения противника специально непрочно прикрепляли наконечник к древку, чтобы при попадании его трудно было вытащить, или же применяли отравленные ядом стрелы. В изготовлении луков и арбалетов особого мастерства достигли потомственные оружейники, обычно работавшие на заказ, из сел Хамхи, Эгикал, Хяни (например, Алпи Ханиев), Нелх, Гаппи, Салги, Эрзи.

    У воинов (особенно малоимущих) с глубокой древности были популярны (в связи с эффективностью и простотой конструкции) три основных типа ручного камнеметательного пращевого оружия: собственно простая праща (ж1ормак), состоящая из кармашка с двумя длинными веревками и ее усовершенствованные образцы — шурдолг (когда одна из веревок заменялась палкой), и тIa-Iaд (лук для камня). В снаряжение пращника входили каменные ядрышки тIo, которые помещались в специальных кожаных сумках или хранились в большом количестве в нишах, на крышах башен и заградительных стен (Х.Ошаев). При умелом использовании эти пращи были довольно грозным для своего времени оружием: на расстоянии до 300 м. прямое попадание камня могло оглушить и временно вывести из строя даже хорошо защищенного противника. Первые два типа пращей наиболее успешно применялись (в основном пехотинцами) в открытом бою, а «луки для камня» (являвшиеся сочетанием лука и пращи) были очень эффективны при обороне башенных построек и иных заградительных рубежей. По сообщению М.В. Горелика, в средневековье мамлюкские воины Египта также эффективно использовали в бою аналогичные по конструкции «луки для камня».

    Источник: Ингуши. – М.-2013 Д. Чахкиев