-
Искусство войлочного ковроделия: из прошлого в настоящее
Зейнеп Дзарахова | 14.12.2015 |На протяжении веков кавказские народы изготавливали различные войлочные изделия, но особенно славились узорные войлочные ковры.
Войлочное ковроделие было развито у ингушей издревле. Из войлока делали утилитарные вещи, необходимые в быту. Войлок (ферт; сваленная шерсть) использовали в народной медицине, войлок широко применялся во многих традиционных обрядах, в том числе семейно-бытовых, свадебных и религиозных. В искусстве войлочного дела особое место занимали истинги — орнаментированные ковры.
Во все времена истинги представляли эстетическую ценность. Интересно отметить тот факт, что в последние десятилетия независимо друг от друга, ингуши — учёные и художники, любители и бизнесмены, живущие в своей республике, в центральных городах, в Грузии и Турции одновременно обратились к этому искусству.
Сам процесс изготовления истингов был знаком многим женщинам. Для изготовления ковров, делали отдельные войлочные полотна (фертаж) разных цветов, затем по лекалам вырезали рисунки и, меняя по цветам, вшивали в полотна других цветов. Получалось столько ковров, сколько было подготовлено разноцветных полотен (2-4). Естественно, красота ковра, подбор орнаментов и рисунков зависели от художественного вкуса мастерицы от того, насколько сама она гармонична в мире, в котором живёт, понимает природу и видит красоту. Орнаменты на войлоках несли в себе символическую информацию и были отражением этико-эстетических понятий горцев. Это могли быть рисунки из элементов растительного и животного мира, из природных явлений: роговидные орнаменты, солнце, звёзды, геометрические фигуры, солярный знак. Аппликационная техника узора, которая была известна среди ингушских мастериц, передавалась по наследству. К примеру, моя бабушка Эсет Шутурова лекала этих узоров хранила и в Казахстане в годы депортации, и привезла их с собой на Кавказ и использовала в рукоделии.
Редкие экземпляры таких войлочных орнаментированных ковров, которые были увезены мухаджирами с собой в Турцию в Х1Х веке, сохранялись в их семьях как реликвии. Живущие в Грузии кистины (так ингушей издревле называли в грузинских источниках), долго хранили семейные истинги. При этом непременно помнили имя автора работы. В годы депортации ингушей (1944г.) те, кто смогли увезти с собой свои ковры-истинги и традиционные серебряные украшения, не торговались ими даже под угрозой голодной смерти. На 1992 год пришёлся последний удар в потере многочисленных материальных ценностей, когда в результате изгнания из Пригородного района, у многих ингушей пропало почти всё имущество.
В 30-х гг. ХХ века учёные-исследователи, находившиеся в составе археолого-этнографических экспедиций в горной Ингушетии, фиксировали такие ковры. Позже И.Щеблыкин издал книгу, в которой было описание этих ковров. Большая работа была проведена художником Гази-Магомедом Даурбековым, который побывал во многих сёлах и семьях Ингушетии, зарисовывая ковры-истинги. Увлечённо вплоть до депортации народа (1944 г.), и после возвращения на Родину (1957 г.), он делал зарисовки этих ковров.
Искусство войлочных ковров ингушей вызывали интерес у многих советских учёных, в том числе Евгения Крупнова, Мурада Базоркина, Хасолта Акиева и др. Орнаменты с ковров, нарисованные историком Мурадом Базоркиным, были сданы в Чечено-Ингушский государственный музей краеведения, где они пропали в 90-х гг. ХХ века. В 1978 году в г.Грозном вышел каталог под названием «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии», в который вошли рисунки, часть из которых были зарисованы Г-М.Даурбековым.
Рисунки, имеющие сходство с зарисовками, сделанными до депортации и после возвращения Гази-Магомедом Даурбековым мы наблюдаем сегодня в старом альбоме «Г1алг1ай г1арчож.1924» (Ингушские орнаменты), который снова вернулся к ингушам, благодаря краеведу-любителю Гирихану Ахильгову. Альбом был создан в 1921-1924 гг. Зарисовки эти делались в рамках научных исследований в г. Владикавказе.
Это я отмечала в своей статье о художнике «Мгновенье, запечатлевшее эпоху». Интерес к войлочному ковроделию и к орнаментальному искусству оставался для меня всегда актуальным. И потому я обратила внимание на это направление молодых учёных.
Некоторые из ковров, с которыми работал Г-М.Даурбеков, сохранились в семьях потомков авторов этих ковров, в т.ч. Зины Даурбековой, большого ценителя народного искусства. Под рисунками ковров в старом альбоме сохранились имена авторов и населённых пунктов, в которых истинги были созданы. Это «Ахки-юртовский истинг», «Истинг из Буро» (Владикавказ), «Насыркортский войлок», истинги из сёл Мочхи-Юрт, Фалхан, Бейни и др. Орнамент ковра «Фалхан» мною вышит и имеется в моей этнографической коллекции.
Альбом «Г1алг1ай г1арчож» был презентован на сайте Главы РИ, в Тбилиси во время выставки ковров Р.Ахильговой, в Ингушском госуниверситете во время этнографической выставки. Копию альбома, сделанную на хорошей основе, я подарила аспирантке Т.Дзауровой, которая занимается орнаментальным искусством в рамках диссертационной работы и готовится издать этот альбом.
Приятным подарком для нас и для меня, в частности, стала книга «Истинг», изданная в Турции нашими соотечественниками — автором Эролом Елдыр и составителем Салманом Бештой (Ахриевым), в которую вошли рисунки и фотографии ковров-истингов, вывезенных ингушами и чеченцами-мухаджирами в Турцию в Х1Х веке. В этой книге более 90 видов ковров. Сбором материала для книги исследователи занимались более 25 лет. Книга, изданная в хорошем переплёте, с исследованием, написанном на турецком языке, была презентована в Турции, Чеченской и Ингушской Республиках.
Орнаментальное искусство войлочных ковров ингушей является сегодня объектом исследования. Изготовлением ковров-истинов сегодня активно увлечены мастера декоративно-прикладного искусства. Огромных результатов достигла в этом отношении Райшат Ахильгова, которая возрождает это искусство в соответствии со старинными орнаментами. Персональные выставки её работ проходили в нашей республике и за её пределами, в Московском Кремле и музее Грузии.
Это лишь обзорная статья о процессе возрождения старинного ремесла. Радует, что в частных коллекциях собирают эти ковры, на энтузиазме кто-то самостоятельно возрождает это ремесло. Но об этом позже.
Интерес к этому древнему искусству даёт надежду на то, что древнее искусство ингушей переживёт века.
Рубрики: История
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |