-
Где наша терпимость?
Борис Терский | 12.02.2016 |Как же тяжело, какой высокой ценой далась нам стабильность, о которой мы мечтали еще совсем недавно, сколько жизней – совсем молодых, не познавших простых человеческих радостей, пришлось заплатить за воцарение мира и спокойствия в нашей республике. Сколько слез было пролито матерями, женами и сестрами, чтобы выкорчевать из нашей земли занесенную извне чуму под названием терроризм и экстремизм. И нате вам: напряженность в обществе создают те, кто по определению должен и обязан гасить его в самом зародыше – представители духовенства. Появляются и опровергаются какие-то обращения в адрес властей с «криком о помощи», в населенных пунктах тейпы устраивают сходы, на которых звучат угрозы в адрес друг друга, обещания расправы. А теперь вопрос: где, в каком месте здесь закралась духовность – корневая основа от слова «духовенство»? Ведь духовность — это качество человека, которое характеризует смысл его поведения, это его нравственная сущность, совокупность ценностей, включающая в себя познавательное, нравственное и эстетическое начала, сконцентрированные, как правило, в религиозных учениях и практиках. Чего мы добиваемся, каких целей, и стоят ли они удовлетворения гордыни и амбиций, которых уже никак не скрыть?
Человеческая память коротка. История учит тому, что она ничему не учит. Старшие помнят отношение советской власти к религии, свежи еще воспоминания насильственного загона религии в «гетто», о том, как стали рваться многовековые связи общества с ней. Чтобы иметь крепкую основу, стержневой корень, советской власти нужна была своя «религия». Но, чтобы ею обзавестись, для начала необходимо было уничтожить старую, и 23 января (5 февраля) 1918 г. советское правительство приняло декрет «Об отделении церкви от государства и школы от церкви».
Кульминацией этой борьбы стал декрет ВЦИК от 1922 года «Об изъятии церковных ценностей, находящихся в пользовании групп верующих» и массовые судебные процессы против духовенства. Тысячи священнослужителей подверглись террору и жестоким издевательствам, многие храмы были уничтожены или закрыты.
Ужесточение отношения ко всем религиозным организациям было закреплено в принятом в 1929 г. постановлении ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Оно ставило религию под жёсткий контроль государства и практически не оставляло ей места в советском обществе.
Большинство российских мусульман установление советской власти встретили с энтузиазмом, надеясь на улучшение своего положения при новом режиме. И в самом деле, в начале 1920-х гг. положение мусульман было весьма прочным. Продолжали работать мусульманские начальные школы. В ряде мест действовали шариатские суды, мечети были вправе владеть собственностью. Представители мусульманского духовенства могли даже состоять в большевистской партии. Это продолжалось до середины 1920-х годов, когда советское государство изменило своё отношение к исламу. Мусульманская религиозная жизнь стала подавляться. В 1920—1930 гг. были закрыты многие мечети.
Лишь только в годы Великой Отечественной войны вожди советской власти вспомнили о конфессиях, понимая, какая патриотическая сила в них заложена. Видя патриотические устремления в религии, имея сведения о возросшей религиозности населения и стремясь использовать религию для поднятия морального духа народа в борьбе с фашизмом, они пошли ей навстречу и официально признали ее. Так, российским мусульманам было разрешено открыть мечети, закрытые в 1920—1930 гг.
Однако в период правления Никиты Хрущёва государственная политика по отношению к религиозным организациям вновь ужесточилась. Определённое потепление в отношениях государства и религии сменилось новым наступлением на религию. Во время антирелигиозной кампании начала 1960-х гг. были опять закрыты многие из открытых в годы войны церквей, мечетей и синагог. Этот период продлился до конца 80-х годов прошлого века, когда никто никому уже не мешал: можно было верить хоть в черта…
Подводя итог советского периода, следует отметить, что на протяжении его большей части религию стремились вытеснить не только из общественной сферы, но и из частной жизни. Религии не отводилось места в социалистическом обществе, она рассматривалась как чуждая идеология и вредный пережиток. Однако решение этой задачи провалилось, поскольку религиозная практика оставалась частью культурной традиции.
К чему этот экскурс в нашу не очень радужную историю? Известно, что практически ни один из современных конфликтов в мире не носит в чистом виде характера межрелигиозного или внутрирелигиозного противостояния. Политическая составляющая современных войн постоянно усиливается, выливаясь зачастую в открытый терроризм. Террористы, прикрывающиеся мусульманской риторикой, уже нанесли серьезный удар по исламу, чем вызвали гнев со стороны большинства представителей мусульманской уммы. Мусульмане становятся жертвами непонимания: на них обрушиваются обвинения и подозрения в терроризме, несмотря на то, что ислам является религией терпимости. Вопрос: куда же подевалась наша терпимость?
Рубрики: Общество
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |