-
«Тептар» учит говорить по-ингушски
Магомед Евлоев | 23.03.2016 |Представители нашей молодежи обучаются в различных учебных заведениях страны, активно участвуют в общественной жизни республики, побеждают на престижных спортивных соревнованиях и проявляют себя в творческой деятельности. Хади Медова — студентка Южного федерального университета, организатор проекта «Единство народов», создала свой личный проект «Тептар» по изучению ингушского языка.
— Хади, расскажи немного о себе.
— Мне 20 лет. Родилась я в Назрани. С детства увлекалась чтением, позже в школе – гуманитарными науками и иностранными языками. В 2012 году окончила гимназию с. п. Али-Юрт. Тогда же поступила в Южный федеральный университет на специальность «Социология». Участвую в подготовке вузовских мероприятий и мероприятий в полномочном представительстве Республики Ингушетия в Ростове-на-Дону. Сейчас оканчиваю последний курс университета. Являюсь одним из организаторов проекта «Единство народов». Также являюсь художественным руководителем ансамбля «Эрзи».
— Хади, что собой представляет проект «Тептар»?
— Языковой центр «Тептар» – это проект, направленный, прежде всего, на изучение родного ингушского языка, ингушского фольклора и устной разговорной речи. Не секрет, что всё большее число молодых людей, даже проживая на территории республики, не владеют родным языком или владеют на уровне знания нескольких общих фраз вперемешку с русскими словами. Но надо отметить, что много людей хотят изучать родной язык, хотят его знать, говорить на нем в быту и приобщать к этому своих детей.
А вообще языки — это ключ к успеху. Знание языков – это огромный шаг в личном и профессиональном развитии. Что скрывать, мир опутан сетью Интернета, и общение посредством него – это тоже мостик к взаимопониманию между людьми, обмену информацией. Но это развитие не может быть достигнуто без знания собственного языка, культуры и своих истоков. Моя самая заветная мечта – открытие языковой школы в родной республике. Мне бы очень хотелось, чтобы как можно больше людей узнавали и приобщались к многовековым традициям устной культуры предков, изучали наши народные мудрые пословицы и поговорки, разговаривали дома на чистом, грамотном ингушском языке.
— Хади, как тебе удается совмещать все это с учебой?
— Планирование времени – самый эффективный способ совмещать учебу с другими делами. Сейчас я работаю над своей выпускной квалификационной работой. Хочу сказать, что те теоретические и, особенно, практические знания, которые дал мне университет, очень помогли, многому меня научили.
— Расскажи, как ты попала в проект «Единство народов»?
— Этот проект представляет собой общественную организацию на базе Южного федерального университета, главной целью которой является гармонизация межнациональных и межконфессиональных отношений, как на уровне университета, так и на уровне Ростовской области. Данная организация часто проводит мероприятия, такие как тренинги, семинары, этновечера, где участники обсуждают существующие в российской действительности проблемы и выдвигают пути решения. На одном из этновечеров, посвященных ингушского народу, я познакомилась с организаторами, заинтересовалась их деятельностью и решила стать членом этой большой интернациональной семьи.
— Ты художественный руководитель ансамбля. Как определяешь приоритеты репертуара, над которым работает ансамбль?
— Приоритет – это, конечно, наше культурное наследие, как можно глубже показать зрителям все богатство и красоту ингушского фольклора. А в танце на Кавказе, как известно, выражается душа народа.
— Как выглядят будни ребят в ансамбле?
— Ансамбль «Эрзи» действует на базе полномочного представительства Республики Ингушетия в ЮФО с 2009 года, а также при содействии национально-культурной автономии ингушей Ростова-на-Дону «Единство», они и помогают нам.
Сейчас уже появилось третье поколение, если можно так выразиться, состава творческого коллектива. Раньше был другой состав, но ребята закончили учебу и уехали домой, в Ингушетию. Некоторое время ансамбля не было, и я предложила собрать новый состав. Меня и назначили руководителем.
— Сколько человек в настоящее время занимается в коллективе?
— В настоящее время в ансамбле занимается 12 человек — 6 девочек и 6 мальчиков. Жестких критериев отбора, как таковых, нет, важно наличие желания и свободного времени. Все наши участники — студенты вузов Ростова, от 17-ти до 22-ти лет. Репетиции мы проводим, как правило, в выходные дни, договариваемся о времени.
— Какие трудности были на первом этапе, и какие волнуют тебя сейчас?
— На первом этапе была главная трудность – катастрофическая нехватка времени. Ребятам сложно было совмещать учебу и репетиции, а особенно новичкам. Сейчас особых проблем не возникает, все приспосабливаются. Ребята все очень талантливы, каждый индивидуален и старается раскрыться полностью. Может быть, я скажу банальную вещь, но танец вообще, а горский танец в особенности – это то, что нельзя «сыграть». Либо ты полностью отдаешься музыке, такту, колориту, либо не занимаешься этим. Наверное, поэтому у нас все так зажигательно умеют танцевать.
— Хади, какие из твоих достижений ты считаешь самыми значимыми?
— Ну, на самом-то деле ничего такого глобального и нет. Но лично для меня самой ценной, наверное, была победа на Всероссийской конференции «Комплексный подход к исследованию исторической памяти о Великой Отечественной войне: гуманитарный и естественнонаучный вклад», которая проходила в Ростове-на-Дону. Также я стала финалистом премии «Лучшие студенты Ингушетии — 2015». Да и за время учебы в университете тоже было много ярких, приятных моментов. Я являюсь стипендиатом повышенной академической стипендии по научной деятельности, получаю стипендию Главы РИ. Опубликовала четыре научные статьи в сборнике РИНЦ, принимала участие в вузовских мероприятиях.
— Какие у тебя планы на будущее?
— Планы на будущее? Первоочередное в этом году – успешно сдать государственные экзамены, защитить высшую квалификационную работу, получить диплом (надеюсь, что красный) и поступить в магистратуру на государственное и муниципальное управление. Получение полного образования – это необходимая ступень для развития личности. Ну и самая, наверное, заветная мечта – это все-таки открыть языковой центр в нашей республике, тем самым стать полезной для своего общества.
— Твои пожелания молодежи нашей республики?
— Развиваться самим, развивать то место, где вы живете. Всегда идти только вперед, не забывать о своих корнях, знать свою культуру и язык!
— Спасибо за интересную беседу. Успехов в твоем непростом и очень красивом деле!
Рубрики: Образование
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |