• Мудрость народная

    starikiiiii

    Этнографические полевые дневники хранят рассказы респондентов, число которых, к сожалению, редеет с каждым днём. Во все времена ингушский народ проявлял уважение к старикам. Уважение к старшим заложено в ингушском адате. Мы и сегодня соблюдаем традиции и с особым пиететом относимся к старикам. Им многое пришлось повидать за свою жизнь. Но при этом они сохранили ясность ума и делятся с нами жизненной мудростью. У них видение глубже и шире, поэтому в ингушском языке, в буквальном переводе, понятие «боаккхий нах» означает «старейшины». Надо слушать и слышать их.

    Часто общалась я со старцем Илезом Заамовичем Мерешковым (1919-2011), уроженцем с. Кантышево, который жил после возвращения из депортации в с. Ангушт, затем в Назрани. Красивый от природы, уважаемый в народе, он обладал глубокой мудростью и с удовольствием делился знаниями о традиционной культуре народа. При этом, зная, что мне интересно всё наше народное, этикет, он обращал моё внимание на актуальные этикетные сюжеты.

    1. О родственных взаимоотношениях ингушей: «5-летний дядя равен по статусу 15-летнему племяннику. В радостные и горестные события, да и вообще, если что-то в доме дяди по матери происходит, племянник (сын сестры) должен быть там и взять на свои плечи хлопоты. У ингушей говорят о племянниках: «Он должен раньше всех прийти, больше всех работать, меньше всех есть, позже всех уходить». Если кто-то стоит у котла, в котором варится мясо для многочисленных гостей, он не может его покинуть, пока его не освободят от этого старшие по двору. Кровное родство обязывает. Дети кунаков поддерживают скреплённое отцами родство».

    2. О необходимости поддерживать родство: «Долг родственников – быть в доме и в горе и радости. Поддерживать родственные отношения нужно на протяжении всей жизни. Это богоугодное дело, это долг каждого ингуша. Но, помню, как в старину говорили, что наступят времена, когда близкие родственники будут всё больше отдаляться, в том числе от посещения родных и исполнения своих родственных обязательств, а активнее станут родственные связи с «захалаш» (почётные родственники; отдалённые родственники). Они будут всё более сближаться».

    3. Несостоявшееся родство: «Засватали девушку. Все в округе говорили, что сама она хорошая, только вот мать плохая. Собрался жених к роднику, чтобы увидеть ту девушку. Подошёл к мостику рядом с родником и хочет переехать через мост, но тот не даётся. Увидев это, девушка говорит ему: «Он не сможет через такой тонкий мостик переехать». «Мать этого жеребца спокойно переходила этот мостик», — ответил парень. И девушка тут же: «Тогда хлестни! Он не может быть непохожим на мать». Юноша как бы ответ получил на свой вопрос о девушке, и решил не засылать сватов».

    4. Судьи (кхелахой): «Умер муж, осталась жена одна. Собрались третейские судьи и всё имущество разделили между братьями покойного, ничего не оставляя для жены. Сделав решение, они все встали, направились к выходу и не заметили, то в это время жена покойного молча сняла с себя пояс и повязала его на столб, стоящий во дворе. Все ушли. Спустя немного времени как-то один из этих стариков проходил мимо играющих мальчиков, у которых завязался спор в игре. И вдруг один из них говорит: «Пусть я буду похож на тех, кто вершит неправильное деление имущества, если я не прав». Услышав это, старик подозвал его и спросил, почему он так говорит, на что мальчик ответил: «Неужели, вынося решение, вы даже не заметили, что женщина сняла свой пояс и обвязала им столб. Она вам знак давала, что у покойного наследник может быть. Она уже родила мальчика». Старик понял, созвал совет, и тут же всё имущество вернули женщине».