• КАВКАЗОВЕД М.А.АГЛАРОВ В ИНГУШЕТИИ

    139 2В этом году Мамайхан Агларович Агларов, видный учёный-этнограф, кавказовед, доктор исторических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Республики Дагестан и Заслуженный деятель Российской Федерации, член Президиума Ассоциации этнологов и антропологов России отметил 80-летний юбилей. В связи с этим учёного поздравил Глава Ингушетии Ю.Б. Евкуров. 

    М.А.Агларов не раз бывал в нашей республике. Его труды отличаются глубиной мысли, фундаментальностью аргументаций, ясностью и масштабностью выводов. Его знают в Дагестане, России и за рубежом как крупного исследователя. М.А.Агларов широко известен в научных кругах Ингушетии. Что касается общения автора этих строк с Мамайханом Агларовичем, то оно началось в конце 90-х годов ХХ века, когда я стала докторантом ИИАЭ ДНЦ РАН. Сложное было время. Ездить в Дагестан приходилось объездными дорогами (через Ставрополь). Отправив документы и ряд публикаций, я несколько лет не ездила в Дагестан. М.А.Агларов, в то время заведующий отделом этнографии ИИАиЭ ДНЦ РАН, ждал. Знакомство и общение с таким замечательным человеком как Мамайхан Агларович дало силы и желание написать докторскую диссертацию. Он был и остаётся моим учителем. Я дорожу этой дружбой. Вопросы общей этнографии и этнографии ингушей, в частности, становились не раз темой нашего общения и дискуссий в отделе этнографии ИИАЭ ДНЦ РАН. Он умеет вдохновлять, ставить новые задачи перед исследователями, умеет мягко указать на проблемные вопросы.

    Видный учёный М.А. Агларов родился 27 марта 1935 года в Ботлихском р-не ДАССР. После окончания Дагестанского государственного университета (1958г.), он начал активную научную деятельность в ДНЦ РАН. Защитил кандидатскую (1967), затем докторскую (1986) диссертации, принимал участие во многих экспедициях, является автором 214 публикаций, в т.ч. 11 монографий. Его труды вызывают живой интерес у учёных региона и страны, т.к. в них есть ответы на многие вопросы этнографии и истории народов Кавказа.

    Жизнелюбие, добрый и благородный нрав собирают вокруг него многочисленных друзей, учёных. В его образе соединяются огромный талант учёного и человечность.

    Мамайхан Агларов является рецензентом фундаментального труда «История Ингушетии». «Ингуши, как большинство северокавказских народов, сохранили свой общественный строй и отношения подобные античным общинам и достойные менталитета горцев», — замечает ученый. Внимательно прочитав труд, Мамайхан Агларович Агларов вдохновил историков Ингушетии на новые научные работы.

    М.А.Агларов является главным редактором монографий «Национальное самосознание ингушей: этнокультурные факторы», «Вековые устои ингушской семьи», которые были изданы мной в последние годы. В предисловии к одной из них он пишет: «В Ингушетии горные поселения были невелики (5-6 построек). Их населяли представители одной большой патриархальной семьи. Малолюдность поселений компенсировалась сообществами обширных тейпов, пронизывающих всю страну и прочно связанных между собой брачными узами, образуя реальное родство вступивших в брак. Итак, идеологическое внутритейповое кровное братство дополнятся межтейповыми реальными родственными отношениями. Соблюдаемый ингушами привлекательный закон тейповой экзогамии играл выдающуюся роль в этнической консолидации общества, способствует разрастанию многочисленных родственных связей, единению всего ингушского общества».

    В последние годы Мамайхан Агларович принимал активное участие в совместных этнографических проектах в Ингушетии. В работе научно-практической конференции этнографов Северного Кавказа «Кавказские игры: вместе из прошлого в будущее» (2010 год), которая проходила в городе Назрань и была продолжена в горной Ингушетии, Мамайхан Агларов был в центре внимания научной аудитории. «У всех народов Кавказа в физической подготовке культивировались сила, ловкость, сметливость, умение переносить боль, голод, холод, владение всеми родами оружия и т.д., — говорил он. — В моральном отношении воспитывались качества, определяемые понятиями «яхь», «намус», т.е. наивысшие нравственные качества. Это, прежде всего, преданность идеалам общества и семейно-родовым традициям, патриотизм, мужество, благородство, уважительное отношение к старшим и окружающим вообще, достоинство и честь и т.д. Мужчина должен был быть носителем комплекса всех этих достоинств одновременно. «Если ты отступишь в одном, потеряешь все», – внушалось с детства».

    В географии этнографических экспедиций ученого, горная Ингушетия занимает определённое место. Он интересуется башенной культурой и, с этнографической точки зрения, пытается представить себе жизнь и быт ушедших поколений ингушей. Окинув взглядом башню с подножия до её высоты, всматриваясь в кладку древних камней и изящную красоту, он сказал ёмко: «Вот теперь я понимаю ваш характер, ингуши!».

    Мы не раз говорили с М.А.Агларовым об учёных Дагестана, внесших свой вклад в научное ингушеведение, в т.ч. о Башире Далгате и его трудах. В 2010 году мы, ученые Ингушетии, провели научно-практическую конференцию «Далгат и ингушеведение», издали книгу и приняли участие в работе научно-практической конференции, посвященной Б.Далгату, прошедшей в ДНЦ РАН в Дагестане. Каждая встреча с этим учёным заканчивается яркими впечатлениями и новыми идеями. В 2012 году мы снова работали с М.А. Агларовым над новым проектом — сборником научных статей этнографов Северного Кавказа «Культура мира в традициях и обычаях народов Северного Кавказа» (Назрань, 2012 год). М.А. Агларов писал раздел «Дагестанцы». Интересными были встречи учёных-этнографов из разных регионов, которые проходили в Ингушетии. «Во все времена взаимоотношения между народами осуществлялись по каналам гостеприимства и куначества, — говорил М.А. Агларов на одной их них. — Культура и каналы гостеприимства были, образно говоря, кровеносными сосудами, дающими обществу жизнь. И если перекрыть эти каналы, окаменел бы весь Кавказ. Именно по каналам гостевых (куначеских) связей осуществлялись деловые, дипломатические, торгово-промышленные связи и взаимодействия взглядов народов Кавказа внутри и с внешним миром. Благодаря куначеству мы были связаны во все времена, несмотря ни на какие препятствия. Это было святое, связующее звено. Кунак считался сакральным явлением. В ущерб даже собственному благополучию, кавказец проявлял внимание кунаку, гостю. Сейчас куначество и гостеприимство модифицируются, становятся массовыми, но суть остаётся. Недаром в народе говорят, что «человек без кунака, что птица без крыльев».

    Книга эта имела широкий резонанс. Она была издана под эгидой общественной организации «Генезис» (руководитель М. Дзейтова) и распространена в школах северокавказских республик. Мы вместе с ним принимали участие в телепередаче ГТРК «Ингушетия» — «Наука и общество» (2012 год), в которой М.А. Агларов говорил о добрых взаимоотношениях между людьми, без акцента на национальность: «На Кавказе не было межнациональных конфликтов. С юридической точки зрения нет такого понятия как «межнациональные отношения». Понятие «национальность» не оформлено в качестве субъекта права. По национальному признаку ничего не делается, кроме некоторых культурных программ. Вопрос «Кто прав, кто виноват» решался старейшинами по адату. Горцы все были гражданами. Кавказ является уникальной цивилизацией нашей планеты, и он пронизан традициями и обычаями, которые мы унаследовали из прошлого. Нашим детям это нужно знать для жизни в будущем, в качестве позитивного фактора исторического опыта».

    Наши встречи и общение стали доброй традицией. Имя и труды М.А. Агларова занимают особое место в историографии Кавказа, в том числе Ингушетии, успехи которой учёный принимает всей душой.