-
Барах — у подножия скал
Зейнеп Дзарахова | 11.03.2016 |Горы Ингушетии таят в себе необыкновенные красоты. В них нет уголка, где не ступала бы нога человека. Высокогорное поселение Барах лежало в верховьях Доархе (Ассинская котловина), на горе Бархой-лоам, у подножия скал. К Бараху ведут различные тропы, в том числе и очень крутые. Наиболее удобная начинается от храма Тхаба-Ерды и ведёт всё выше и выше.
Вдоль опушки некогда священного леса поднимаемся к развалинам башенных строений «Къона Б1арах» (поздний Барах, нижний Барах). Жилые башни этого комплекса соединялись оборонительной стеной. В сохранившихся стенах фиксируются сводчатые проёмы, хозяйственные и оборонительные ниши, узкие бойницы для стрельбы из ручного оружия и наблюдения, линейные петроглифы (солярные знаки) и тамги. В одной из башен размещалась кузнечная мастерская. Появление «Къона Б1арах» совпадает со временем смены религиозных взглядов, что подтверждается мусульманскими кладбищами, занимающими здесь большое пространство, и солнечным могильником, расположенным в окружении надмогильных камней исламской культуры.
Преодолев огромное плато, поднимаемся выше по склону, чтобы оказаться в окружении развалин древнего укрепления Барах. Огромное пространство между древним и поздним Барахом сохранило следы земледелия, в виде скученных и уже заросших травой камней, собранных некогда с полей.
Согласно версии одного из сказителей, своё название «Б1арах» селение получило от сочетания слов «б1аь баьре» (100 всадников). При этом «баьре» предполагало всадника, способного вступить в сражение сиюминутно, имеющего с собой провизию на несколько дней.
Барах представлял собой замковый комплекс, объединённый оборонительной стеной, состоял из боевой и нескольких жилых башен. Пройти в него можно было только через огромный проём в горе. Вмещал дружину, крупный и мелкий рогатый скот. Выше по склону лежало плато «гаьла лоам».
«Къаьна Б1арах» (древний Барах, верхний Барах) занимал удобное место для обозрения. Отсюда открывается широкая панорама ущелий и горных сёл: Хамхи, Эгикал, Таргим (с одной стороны), Гянти, Пялинг, Ний, Никоте (с другой), открывается вид на дорогу (ворда некх), ветка которой уходила через Барах к замковому укреплению Цори. Таким образом, Барах с севера и Цори с востока занимали стратегические места и несли функции охраны, прикрывая горную Ингушетию.
О Бархой и Цорой можно слышать самые различные истории из устного народного творчества.
Как-то владелец магазина поделился своими наблюдениями: «Когда горцы делают покупки, я сразу определяю, откуда они родом. Джейраховцы – мягче, они берут для дома то, что украсило бы их быт. Выходцы из Хамхи – трудяги, они покупают орудия труда: мотыгу, топор, вилы. Правда, Цорой и Бархой, берут лишь оружие да газыри (Герзе, бустаме мара эцаш бац)». Естественно, это было связано с условиями жизни и деятельности.
Согласно полевым записям, за проезд Цорой и Бархой брали налог в виде пороха. Охранные функции они несли зорко. Незваные гости не смели с ними не считаться, оттого и возникла фраза: «Малх, ма хоза бар хьо, Цхьорош т1а г1олла хьал а ца боаларе, Б1арахош т1а г1олла 1очуа ца бузаре» (Солнце, какое бы ты было красивое, если бы не всходило со стороны Цорой и не уходило бы на закат в сторону Бархой). Позже, в зависимости от того, как менялось время, появление этих слов связывали с различными бытовыми сюжетами. Но однозначно, эти слова помнят в народе всегда.
Сегодня от древнего Бараха остались лишь руины да глыбы, нависающие над пропастью. Однако сохранился 3-этажный пирамидальный склеп и рядом другой — с двускатной кровлей удлинённой формы. На башнеобразном склепе с пирамидальной кровлей в нижней части стены, прямо в камне, высечено грубое изображение человека (в горизонтальном положении, с вытянутыми вдоль тела руками). Этот склеп изучали Л. Семёнов, И. Щеблыкин, Н. Уствольская, М. Мужухоев, Д. Чахкиев и другие ученые. Здесь же сохранились и камни с углублениями, которые использовались для изготовления пороха.
Барах манит своей красотой и расположением. Каждый клочок земли здесь связан с легендами, событиями и подвигами. Здесь налицо сочетание и переходное время религиозных взглядов. Многие выходцы из селения Барах славились в народе и имели авторитет. Это Бархой Кант – известный в народе в эпоху позднего средневековья как защитник страны, религиозные деятели, участники войн, учёные, писатели, поэты, бизнесмены и спортсмены.
Рубрики: История
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |