• Барах — у подножия скал

    DSCF4378

    Горы Ингушетии таят в себе необыкновенные красоты. В них нет уголка, где не ступала бы нога человека. Высокогорное поселение Барах лежало в верховьях Доархе (Ассинская котловина), на горе Бархой-лоам, у подножия скал. К Бараху ведут различные тропы, в том числе и очень крутые. Наиболее удобная начинается от храма Тхаба-Ерды и ведёт всё выше и выше.

    DSCF4378

    Вдоль опушки некогда священного леса поднимаемся к развалинам башенных строений «Къона Б1арах» (поздний Барах, нижний Барах). Жилые башни этого комплекса соединялись оборонительной стеной. В сохранившихся стенах фиксируются сводчатые проёмы, хозяйственные и оборонительные ниши, узкие бойницы для стрельбы из ручного оружия и наблюдения, линейные петроглифы (солярные знаки) и тамги. В одной из башен размещалась кузнечная мастерская. Появление «Къона Б1арах» совпадает со временем смены религиозных взглядов, что подтверждается мусульманскими кладбищами, занимающими здесь большое пространство, и солнечным могильником, расположенным в окружении надмогильных камней исламской культуры.

    Преодолев огромное плато, поднимаемся выше по склону, чтобы оказаться в окружении развалин древнего укрепления Барах. Огромное пространство между древним и поздним Барахом сохранило следы земледелия, в виде скученных и уже заросших травой камней, собранных некогда с полей.

    Согласно версии одного из сказителей, своё название «Б1арах» селение получило от сочетания слов «б1аь баьре» (100 всадников). При этом «баьре» предполагало всадника, способного вступить в сражение сиюминутно, имеющего с собой провизию на несколько дней.

    Барах представлял собой замковый комплекс, объединённый оборонительной стеной, состоял из боевой и нескольких жилых башен. Пройти в него можно было только через огромный проём в горе. Вмещал дружину, крупный и мелкий рогатый скот. Выше по склону лежало плато «гаьла лоам».

    «Къаьна Б1арах» (древний Барах, верхний Барах) занимал удобное место для обозрения. Отсюда открывается широкая панорама ущелий и горных сёл: Хамхи, Эгикал, Таргим (с одной стороны), Гянти, Пялинг, Ний, Никоте (с другой), открывается вид на дорогу (ворда некх), ветка которой уходила через Барах к замковому укреплению Цори. Таким образом, Барах с севера и Цори с востока занимали стратегические места и несли функции охраны, прикрывая горную Ингушетию.

    О Бархой и Цорой можно слышать самые различные истории из устного народного творчества.

    Как-то владелец магазина поделился своими наблюдениями: «Когда горцы делают покупки, я сразу определяю, откуда они родом. Джейраховцы – мягче, они берут для дома то, что украсило бы их быт. Выходцы из Хамхи – трудяги, они покупают орудия труда: мотыгу, топор, вилы. Правда, Цорой и Бархой, берут лишь оружие да газыри (Герзе, бустаме мара эцаш бац)». Естественно, это было связано с условиями жизни и деятельности.

    Согласно полевым записям, за проезд Цорой и Бархой брали налог в виде пороха. Охранные функции они несли зорко. Незваные гости не смели с ними не считаться, оттого и возникла фраза: «Малх, ма хоза бар хьо, Цхьорош т1а г1олла хьал а ца боаларе, Б1арахош т1а г1олла 1очуа ца бузаре» (Солнце, какое бы ты было красивое, если бы не всходило со стороны Цорой и не уходило бы на закат в сторону Бархой). Позже, в зависимости от того, как менялось время, появление этих слов связывали с различными бытовыми сюжетами. Но однозначно, эти слова помнят в народе всегда.

    Сегодня от древнего Бараха остались лишь руины да глыбы, нависающие над пропастью. Однако сохранился 3-этажный пирамидальный склеп и рядом другой — с двускатной кровлей удлинённой формы. На башнеобразном склепе с пирамидальной кровлей в нижней части стены, прямо в камне, высечено грубое изображение человека (в горизонтальном положении, с вытянутыми вдоль тела руками). Этот склеп изучали Л. Семёнов, И. Щеблыкин, Н. Уствольская, М. Мужухоев, Д. Чахкиев и другие ученые. Здесь же сохранились и камни с углублениями, которые использовались для изготовления пороха.

    Барах манит своей красотой и расположением. Каждый клочок земли здесь связан с легендами, событиями и подвигами. Здесь налицо сочетание и переходное время религиозных взглядов. Многие выходцы из селения Барах славились в народе и имели авторитет. Это Бархой Кант – известный в народе в эпоху позднего средневековья как защитник страны, религиозные деятели, участники войн, учёные, писатели, поэты, бизнесмены и спортсмены.