• Бексултан Бузуртанов: «Бедность таится в головах людей»

    137 14Ингушетия сегодня — это динамично развивающийся северокавказский регион. Несмотря на слабую развитость промышленности, незначительное количество бюджетообразующих предприятий, республика настойчиво использует все возможности, которые позволяют развивать ей собственную экономику. 

    Большим подспорьем в решении этих задач является участие республики в различных инвестиционных форумах и экономических выставках. Среди них, естественно, особняком стоит, ставший традиционным, Международный инвестиционный форум в Сочи, который пройдет буквально на днях с 1 по 4 октября и куда наша делегация отправится уже в этот понедельник. Важное значение для ориентирования республики в мире новшеств имела и демонстрация ее достижений на выставке «Импортозамещение» в московском Международном выставочном центре Крокус Экспо. О том, что наши телезрители не увидели на этой выставке, сегодняшнем экономическом потенциале нашей республики в беседе с журналистами рассказал министр экономического развития Ингушетии Бексултан Бузуртанов.

    — Бексултан Ахметович, расскажите, в общих чертах, что это была за выставка, кто ее инициировал?

    — Специализированная выставка «Импортозамещение» была организована при поддержке Правительства России в рамках реализации Плана содействия импортозамещению и прошла с 15 по 17 сентября. В проекте приняли участие более 250 отечественных компаний, иностранные экономические партнеры из Словении, Туниса, Белоруссии, свои результаты в импортозамещении представили, помимо нашей республики, Ставропольский край, Калужская, Липецкая, Ульяновская области. Участники выставки поставили перед собой амбициозные задачи: наладить производство конкурентоспособных товаров и услуг как за счет расширения и налаживания отечественного производства, так и за счет переориентации на новых зарубежных поставщиков и партнеров. Выставочная экспозиция представила новейшие технологии, продукцию и услуги, перспективные разработки и инвестиционные проекты.

    Если в форуме в Сочи республика традиционно участвует каждый год, то в выставке «Импортозамещение» — впервые. Мы заранее подготовили список компаний республики для участия в работе данной выставки и показали, что у нас есть, чем можем гордиться.

    — И сколько же компаний прошли отбор?

    — Девять компаний разного профиля. Ну да, по телевизору наши граждане смогли увидеть только наш знаменитый бренд «Ачалуки» и выращенные в этом году по новейшим технологиям яблоки, потому что эта продукция стояла первой на пути обхода премьера Дмитрия Медведева. Однако мы еще представили наши пластиковые трубы большого диаметра, которые производятся на промплощадке в Карабулаке. Сегодня, кстати, обсуждается вопрос производства в нашей республике муфт для таких труб. Дело в том, что в России их нет : они завозятся из Германии. Другая наша компания, которая участвовала в выставке — это компания АТМ, производящая алюминиевые радиаторы. Эта фирма усиленными темпами строит завод на той же промплощадке в Карабулаке. Подобные радиаторы, весьма сомнительного качества, до сих пор поставляются из Китая, есть произведенные в Италии. Но скоро у нас будут свои, качественные. Еще в нашей делегации была компания РИАК, специализирующаяся на производстве алюминиевого профиля высокого качества. Она сейчас строит мощности для второй линии производства в Назрани, а так же на промплощадке в Али- Юрте, потратив для этих целей уже 14 млн. рублей. Представлена была на выставке и мебель Мустафы Зурабова, не нуждающаяся в рекламе, по крайней мере – в нашей республике. О яблоках я уже говорил. Что еще.. Повезли мы в столицу продукцию компании «Элитстрой» – это краски, сухие строительные смеси и т.д., естественно – продукцию фирмы «Шади», руководство которой уже наладило тесные, продуктивные связи с коллегами из Испании и Италии; продукцию компании «Строймаркет», давно зарекомендовавшей себя как надежный партнер в бизнесе. В общем – это и есть те компании, продукцию которых мы показали на выставке.

    — Что, на ваш взгляд, недостает нам для рывка в развитии, какие положительные и отрицательные результаты с момента возрождения республики заметны?

    — Что касается отрицательных результатов, то, к большому сожалению, самый печальный из них – то, что люди отучились работать. Все увлечены поисками возможностей иметь все, не прилагая для этого особых усилий: народ бегает с какими-то бумажками и папками документов по разным инстанциям и ведомствам в надежде выбить деньги, льготы, субсидии и т.д. Да, можно в некоторой степени сказать, что эта беда коснулась всех, что мы вовлечены в ту же пресловутую глобализацию. Скажу вам откровенно – нет, не всех. Самое обидное, что у нашей республики, конкретно у нашего народа масса преимуществ, чтобы выйти в лидеры экономического благосостояния. Но мы не используем эти достоинства. Скажем, в развитых странах большая проблема – это старение населения. А у нас много молодежи и, главное – очень талантливой. Нужно избавиться от засевшей в подсознании мысли, что у нас какие-то «условия» не такие для развития, что нас все не любят. Еще один безусловный наш плюс – это то, что наши люди, в подавляющем своем большинстве, хотят вкладывать свои средства в нашу республику. Так что, никакие мы не «бедненькие». Бедность – она ведь кроется, в первую очередь, в голове.

    — На чем нам стоит сосредоточить внимание, какие секторы экономики имеют нереализованный потенциал?

    — Думаю, что не буду оригинален, назвав в числе главных таких направлений аграрный сектор. Хоть мы и привыкли хаять все советское, но в то время колхозы и совхозы гордились рекордными урожаями, а не антирекордами наподобие «шесть центнеров с га». Мыслимое ли дело : аграрный регион не может себя обеспечить сельхозпродукцией. Нужно возрождать все, что мы утратили, в т.ч. и навыки к труду на земле, в которых нашим отцам и дедам не было равных. Сейчас мы подвергаем некоторым коррективам стратегию развития Республики Ингушетия до 2030 года, и в этот раз хотим заложить в нее реальные цифры возможностей. В том же аграрном секторе наметим направления, где надо развиваться, например — глубокую переработку сельхозсырья. Особый акцент сделаем на производстве строительных материалов, потому что, в основном, мы завозим их извне. Еще одно важное направление в упомянутой стратегии — высокотехнологичное производство. Там же в Сочи, в частности, планируется подписание контракта на строительство завода по производству малых летательных аппаратов, предназначенных главным образом для нужд сельского хозяйства. Многие опять начинают заранее эти идеи хоронить, мол, это всего лишь мечты. Неверие в свои силы – еще один губительный наш недостаток. Глупости. Все у нас получится, если мы эффективно используем наши преимущества, о которых я говорил. У нас есть талантливые предприниматели, которые закалены в бизнесе, которые мыслят нестандартно и готовые наладить в республике свои производства. Они, в свою очередь, «потянут» за собой многие другие направления и общий эффект будет виден, примерно, лет через 10-15.

    — Сельское хозяйство, конечно, нам необходимо развивать. Но, что — то у нас с развитием малого и среднего бизнеса трудно дела продвигаются. Вообще, как вы в этом году планируете работать с ежегодной программой поддержки этого вида бизнеса, составляющего, как известно, основу экономик многих развитых стран?

    — Конечно, помимо субъективных причин, отрицательно влияющих на бизнес, и о которых я говорил, существуют и объективные причины. Скажем, те же помехи бюрократии в его деятельности, Но ведь главное отличие хороших предпринимателей заключается именно в том, что они знают, на что идут и рискуют. Верно и то, что рано или поздно те, кто не может или не хочет работать, отсеются естественным образом. Что касается программы поддержки малого и среднего бизнеса, то с 1 октября мы начинаем прием документов от претендентов, с которыми уже проводится собеседование каждый четверг. В этом году денег на эти цели хоть и мало, но мы выбрали шесть наиболее интересных программ из более чем тридцати. Одна из них называется «Модернизация оборудования», где согласно требованиям, претендент должен показать затраты на уже приобретенное оборудование, и наши деньги пойдут на покупку нового оборудования. Здесь нет т.н. субсидирования затрат. Вторая программа связана с времяпрепровождением детей, на которую выделено порядка 5 млн. рублей и ее мы впервые запускаем как «Модернизацию». Претенденты, например, могут открывать какие-то кружки для детей и т.д., но не детские сады: это не лицензионные объекты. Родители могут отвезти туда на некоторое время своих детей, знать, что их там чему-то научат. Следующая программа называется «Социальное предпринимательство». Она предназначена для поддержки социально незащищенных категорий людей — инвалидов, необустроенных граждан. Претенденты должны наладить здесь какие-то курсы профессиональной переподготовки, творческие мастерские и т.д. Конечно же, беспристрастность в отборе претендентов – главный критерий. Но у меня как у председателя комиссии уже сформировались какие-то приоритеты на приеме граждан и я открыто говорил претендентам о том же социальном предпринимательстве, что мне очень нравится то, что их коллеги сделали для слепых людей. Здорово, когда люди, лишенные самого важного человеческого чувства – зрения, социально адаптированы. Мне приятно видеть, как в Али-Юрте по лицензии работает женщина с детьми, больными ДЦП, вкладывая в них душу, у нее там тренажеры, разные животные. Дети, попадая в такую добрую среду, показывают удивительные результаты реабилитации. Еще мне нравится проект нашего ювелира Бекхана Дахкильгова, который, скорее всего, попадет в одну из шести программ под названием «Народные художественные промыслы». Его изделия давно всем известны и он хочет создать два учебных места для людей с ограниченными физическими возможностями: специфика ювелирного ремесла позволяет это сделать. Ко всему прочему он и опыт свой богатый передаст ученикам.

    Мы выбрали шесть программ, не стали выбирать гранты, микрофинансирование, хотя если бы больше денег нам дали, может и взяли бы.. Еще одна программа, где у нас четыре претендента, направлена на развитие центра молодежного инновационного творчества, где дети будут учиться делать что-то своими руками, скажем — 3D моделирование, другие «тонкие» вещи. Кроме того, у них будут перспективы легко поступить в технические вузы и добиться чего-то в жизни. Среди шести программ и «бизнес-инкубирование». Сегодня количество респондентов в существующих бизнес-инкубаторах постоянно растет и это обстоятельство позволяет нам рассчитывать на строительство бизнес-инкубаторов в городах Сунжа, Малгобек и Джейрахском районе.

    Прием документов, повторюсь, начнется 1 и завершится 15-го октября. Нам необходимо согласовывать их с разными ведомствами, и, надеюсь, распределение на все программы общего объема средств в сумме 54 млн. рублей мы закончим до 1 декабря. Сами программы подобраны таким образом, что с прежними нескончаемыми потоками заявителей мы вряд ли столкнемся. Это не пресловутые гранты и здесь нужно показать реально работающий бизнес. В ходе приема граждан я мысленно распределил их на три категории. Первые — это «обидевшиеся». что они не прошли, дескать, «мы все бумаги подготовили, как же так». Объяснять им, что у нас на одно место двадцать пять претендентов – занятие бесперспективное. Вторая категория – это, «хитрые»: эти приходят, начинают философствовать на предмет социального предпринимательства, филантропии и милосердия. Многие почему-то думают, что через эту программу легче будет добиться денег, хотя там всего-то 7 млн. рублей. Разочарую их: моя позиция такова, что в первую очередь нужно поддерживать проекты, которые доказали свою состоятельность и работали, когда государство им не помогало. Думаю, что ни у кого не возникнет вопросов, касающихся справедливости, если выиграет предприниматель, который годами усердной работы уже зарекомендовал своё доброе имя.

    — Какова сегодня ситуация на промплощадке в Али-Юрте и недавно запущенном мясомолочном комплексе?

    — В Али-Юрте инвестором Балаевым уже запущен завод по сушке зерна. Теперь у нас три подобных объекта: еще два – в Кантышево и Долаково. Что это дает? Сельхозпроизводителям отныне не придется за бесценок отдавать свой товар кому-то, а потом весной покупать его втридорога. Серьезные планы на этой промплощадке у фирмы «Элитстрой»: в ближайшее время она начнет пусконаладку оборудования в нескольких корпусах, где будут производиться моющие средства и сухие строительные смеси. Успешно там работает индивидуальный предприниматель Мухарбек Картоев, освоивший выпуск железобетонных изделий, которые мы вынуждены были завозить извне. Он уже купил турецкое оборудование для нового завода. Вообще, работы на промплощадке еще много и если до конца года мы не заметим «движения» других предпринимателей, которые раньше выказывали готовность работать на площадке, то расторгнем с ними договора. Старую традицию, что главное, мол, «застолбить место на земле, а там разберемся», мы намерены решительно изживать. Кроме того, напомню, что участки на территории стройплощадки никто не имеет права выкупать у государства. Касательно мясомолочного комплекса, то там уже началась активная работа. Его запуск привел к тому, что обрел новую жизнь завод по переработке молока в Новом Реданте, который долгое время бездействовал из-за отсутствия сырья. А дальше, уверен, пойдет кооперация, потому что объем молока с комплекса способен заполнять только половину мощностей завода, и люди постепенно начнут развивать потребкооперацию, покупать молоко у частников из близлежащих сел, у людей появится стимул держать дома скотину. Бычки, скажем, у комплекса – это не профильное направление, и население может их выкупать, а значит – начнется параллельно мясопереработка, что, в свою очередь, потянет необходимость развивать кормовую базу; кто-то из фермеров переориентируется на переработку кормов. Кстати, с одним из них я уже беседовал: он рассказал мне, что готов купить суперсовременный комбайн…

    По заводу Ачалуки хорошие результаты: они купили линию за 5 млн. евро и приступили к ее монтажу, собираются еще покупать. К сожалению, по стеклотарному заводу пока что подвижек не видно, хотя на них и началось серьезное давление контролирующих органов. Туда нужно вложить порядка 2 млрд. рублей, чтобы все сдвинулось с мертвой точки. Вроде бы перспективы у них хорошие и, надеемся, что они выкарабкаются из этого кризиса.

    — В понедельник вы отправляетесь в Сочи. Чего республике ожидать от этого крупного форума?

    — Сочинское мероприятие крайне важно для нас. Республикой намечено там подписание двадцати соглашений на общую сумму почти в 27 млрд рублей. Хорошей новостью является планируемое подписание в рамках государственно — частного партнерства соглашения о строительстве больницы в Карабулаке за счет внебюджетных средств. В том же направлении здравоохранения одна московская коммерческая структура готова построить у нас медико-диагностический центр, памятуя о нашей высокой рождаемости. Они оценивают наш рынок как перспективный. Планируется подписание еще нескольких соглашений по промышленности…

    Делегация у нас очень представительная, стенд подготовили серьезный. Вообще на форуме свои стенды в рамках единой площадки министерства по делам Северного Кавказа представят, помимо нашей республики, только Дагестан и Северная Осетия, что говорит о высокой ответственности, которая на нас накладывается. Добавлю, что большинство расходов на участие в форуме взяли на себя спонсоры: из бюджета мы потратим всего лишь 3 млн. рублей. Надеемся, что мы достойно представим Ингушетию на форуме.