• Брак и формы его заключения

    Продолжение. Начало в №116-117.  Если отец считал, что предлагаемая партия для его дочери неподходящая, он выдвигал какой-нибудь благовидный предлог для отказа. Но хорошие сваты должны были проявить настойчивость и попытаться склонить его на свою сторону. Известны случаи, когда сватовство длилось годами. Обычно родители девушки давали согласие лишь после неоднократных визитов сватов и их уговоров, если даже и были согласны принять сватовство. Мнение дочери носило символический характер. «Я согласна с решением отца и готова выполнить его волю», — такой ответ был наиболее типичен для периода патриархальных порядков. Если сватовство принималось, то сообщали сватам о том, чтобы они приходили за окончательным ответом в указанное время. Сваты приходили с деньгами на подарки для матери или другой почтенной женщины семьи (захал), угощением для девушек, гостинцами для детей и приводили барана. Новые родственные узы скреплялись кровопусканием, т.е. обязательно резали барана.

    Первый визит жениха в дом невесты отмечали торжественно: снова резали барана, собирали близких, родных, соседей. Привозили мешок муки, чай, масло, кур, рис, кондитерские изделия и др. В зависимости от обеспеченности жениха этот список мог увеличиться или уменьшиться, но, чтобы не прослыть бедными или жадными, родители жениха отдавали годами накопленные сбережения и даже входили в долги. Для экономии визит жениха в дом невесты обычно приурочивали к вечеру сватовства. Как только достигалось окончательное соглашение и отец невесты давал слово (дош), т.е. обещание на брак, сваты просили разрешить жениху прийти в тот же вечер с визитом, в сопровождении друзей. Но родители невесты могли и не согласиться на совмещение этих двух событий. Не пригласить юношей и девушек, родственников и соседей на визит зятя (найц чувоаг1аш) значило вызвать их недовольство и большую обиду, так как день первого прихода зятя был для всех большим праздником. Невеста к этому дню готовила носовые платочки для друзей будущего мужа, искусно отделан?ные мережкой. Примечательно, что друзья жениха и сам жених располагались в разных комнатах. Жених сидел с подругами и сёстрами будущей супруги, ухаживал за каждой из них, стараясь произвести впечатление, выслушивая терпеливо, отпускаемые в свой адрес шутки девушек, которые порой носили острый характер. В конце вечера одна из сестер или снох невесты по просьбе жениха могла устроить свидание с невестой на короткое время. В комнату к друзьям жениха, где был накрыт так же стол с угощениями, заходили молодые люди со стороны невесты, поприветствовав их, они вместе участвовали в общей трапезе и веселье. Затем к друзьям для знакомства заводили девушек, а юноши, чья сестра или близкая родственница была среди них, покидали комнату друзей, ибо шутить и танцевать в их присутствии считалось неприличным. Затем молодые веселились, устраи?вались танцы и шуточное сватовство. В конце вечера одна из девушек приводила к ним невесту. Последняя одаривала их носовыми платочками, а те давали невесте деньги.

    Перед уходом гостей сестра невесты, а если ее не было, то ближайшая родственница дарила зятю носовой платок. На этом заканчивался обряд сватовства и первого визита жениха в дом невесты. Первый визит жениха мог состояться и после свадьбы.

    За период, пока невеста сидела засватанной, родственники жениха одаривали её подарками: шелковые и шерстяные ткани, шелковые и пуховые платки, золотые кольца, серьги, часы, обувь и др. Мать жениха или заменяющая ее старшая женщина семьи после сватовства снаряжала одну из женщин (стар?шую замужнюю дочь или сноху) к матери невесты с подарками (захала совг1ат ийца).Обычно это были одно-два золотых кольца, несколько отрезов дорогих тканей. Мать невесты так же одаривала свою сватью, хотя и скромнее.

    Продолжение следует.

    Источник: Ингуши – М., 2013