• Брак и формы его заключения

    Мы продолжаем публикацию историко-этнографического материала об ингушском народе. Речь сегодня пойдёт о традиционных формах заключения брака, бытовавших и сохранившихся отчасти до наших дней.

    Вопросам заключения брака и создания семьи ингуши, как и все другие народы, придавали большое значение. Строго соблюдалась экзогамия — запрет на вступление в брак кровных родственников, в том числе дальних (даже тех, степень родства которых невозможно было установить как по материнской, так и по отцовской линии). Обязательным было соблюдение возрастной очередности при заключении брака со стороны братьев и сестер. Часто неустроенность старшей дочери или сына была помехой своевременному вступлению в брак их младших сестер или братьев.

    Ранние браки были редкостью. «Девочки по адату должны выходить замуж не ранее 18-ти лет; это делается для того, чтобы девушка выучилась самостоятельно вести хозяйство», — отмечал исследователь Далгат. Обычно юноши и девушки вступали в брак в 20 лет, но было немало случаев, когда из-за материального достатка семьи браки заключались и в 30-40 лет.

    Основной формой заключения брака было сватовство. Оно предполагало длительный период подготовки к помолвке, далее наступал более или менее продолжительный период до свадьбы, во время которого стороны поддерживали между собой тесные родственные связи. Специфической разновидностью этой формы заключения брака был порядок, согласно которому невесту увозили в дом жениха в день (или в ночь) сватовства вместе со сватами. Эта форма брака имела название «ехар-йигар ца1 долаш», то есть дословно «сватовство и свадьба одновременно». В этом случае значительно сокращались расходы обеих сторон. Особенно выигрывали жених и его семья, освобождавшиеся от необходимости одаривать родных невесты, наносить визиты в ее семью и т.п. Свадьбу в этом случае играли лишь в доме жениха, что значительно сокращало и расходы родителей невесты. В доме невесты устраивали лишь проводы.

    Редким исключением являлась еще одна форма заключения брака — уво?д. Эта форма брака считалась предосудительной и не приветствовалась, так как считалось, что достойный мужчина не должен применять недостой?ные методы ни в одной из сфер жизни. Эта форма имела следующие разно?видности: а) договоренность молодых и добровольный побег, когда родители не соглашались на этот брак. Жених вместе с другом приезжал в условленное место, забирал невесту и приводил в дом к кому-либо из своих друзей или родственников; б) насильственный увод, без согласия девушки и ее родите?лей. К этому молодой человек прибегал, если был оскорблен отказом со сто?роны девушки или ее родителей, а также, если не имел средств для выплаты калыма. В этом случае материальные расходы производились только при за?ключении перемирия. Очень часто к этой форме заключения брака прибегала и богатая молодежь, особенно если богатство оставляло девушку равнодуш?ной или если она отдавала предпочтение другому. Брак в форме, так называемого фиктивного похищения, распространенный среди некоторых народов Северного Кавказа, у ингушей не практиковался.

    Когда родители решали, что пора женить сына, они обращались с просьбой к ближайшим родственникам подыскать невесту. При выборе невесты учитывалось ее происхождение и личные качества (трудолюбие, кротость, уживчивость, обходительность, знание этикета). Через посредника родители передавали сыну пожелание, чтобы он присматривался к девушкам, бывал с друзьями в гостях, на празднествах. Увидеться, а тем более, поближе познакомиться молодым лю?дям было очень трудно. Молодой человек высматривал девушек у родников, колодцев, в гостях у родственников, во время торжеств, где девушки появля?лись с родителями. А в более ранние времена семьи, в которых была взрослая девушка, с утра открывали настежь ворота, что являлось знаком наличия в этом доме девушки на выданье. Молодой человек или один из его родственников по просьбе родителей юноши появлялись поблизости этого дома. Такая встреча позволяла оценить ее внешность. О семье, ее происхождении (из какого рода, фамилии), ее личных качествах узнавали у родственников и их соседей.

    Большое внимание уделялось репутации молодого человека и девушки. Хорошая репутация часто была единственным основанием удачного брака.

    Продолжение следует