• Быть или не быть ингушке за рулем?

    22 57

    При всей кажущейся привычности вида женщины за рулем автомобиля, дамское вождение все еще порождает множество обсуждений, с критикой или одобрением. В последние годы в Ингушетии женщин на «железных конях» становится все больше, а отношение к этому остается по-прежнему неоднозначным. Если в других регионах женщины сталкиваются только с традиционным недоверием мужчин по поводу их умения водить, то в республике этот вопрос рассматривается еще и через призму ислама и менталитета.

    Это миф, что женщины — неумелые водители

    Залина Дзейтова, руководитель Ассоциации женщин Ингушетии, за рулем уже три года и считает, что управление женщиной собственным авто может быть даже предпочтительнее с точки зрения ислама и требований нравственности.

    — Женщины просто так не возьмутся за руль. Мужчины все отдали в наши руки, мы вынуждены сегодня работать, вести активный образ жизни. Самой управлять машиной, мне кажется, лучше по нормам религии, чем садиться в такси к постороннему мужчине, оставаясь с ним наедине, или передвигаться в общественном транспорте, где рядом может оказаться кто угодно. Лучше я буду за рулем, чем окажусь в подобных ситуациях, — говорит Залина Дзейтова.

    Она исключает, что женщины садятся за руль из-за веяний моды или собственной прихоти.

    — Это чисто вынужденная мера для нас, из-за безысходности. Ни одна женщина просто так не сядет за руль, — отмечает она. И считает, что женщины за рулем бывают более бдительными и осторожными, чем мужчины.

    — Это миф, что женщины — неумелые водители. Мы более чувствительны на дорогах, не так любопытны, как мужчины. Для мужчин, например, нормально встать посреди скоростной трассы из-за любопытства, вызванного каким-то происшествием на дороге. Они могут при этом резко затормозить, сами создать аварийную ситуацию. У меня было несколько подобных случаев, и не окажись я более бдительной, чем мужчины, то аварии было бы не избежать. Такое рискованное любопытство я себе не позволяю и чувствую себя уверенно за рулем. Но надо признать, что мужчины проявляют тактичность по отношению к женщинам-водителям, часто уступают, — говорит Залина Дзейтова.

    Она отмечает, что за все время вождения не было случая нарушения ею правил дорожного движения.

    «Когда чуть не попала под трактор, поняла, что это не мое»

    Представитель другой женской организации — РОД «Женщины Ингушетии» Надежда Алиева, напротив, советует женщинам не садиться за руль. Она уверена, что женщина по своей природе не приспособлена к вождению.

    — Сейчас каждый третий водитель — женщина. Бывает, что муж на работе — некому подвозить или что-то в этом роде, и женщина оказывается за рулем. Управление автомобилем я опробовала еще в 80-х годах. Когда чуть не попала под трактор, поняла, что это не мое. В молодости я пошла на водительские курсы во Владикавказе. Ингушам это тогда казалось дико. А сегодня это в порядке вещей. Но я бы не советовала женщинам самим управлять автомобилем, с позиции их же безопасности, — отмечает Надежда Алиева.

    Она объясняет это тем, что женщины быстро теряются на дорогах и не могут по своей природе адаптироваться к правильной езде.

    Руль — это не ложки и не сковорода

    По словам председателя Совета тейпов при Главе РИ Улана Евлоева, вопрос вождения ингушками автомобиля в совете обсуждался множество раз. Старейшины в итоге пришли к мнению о нежелательности подобной ситуации.

    — Руль — это не ложки и не сковорода. По ингушским адатам, обычаям наших предков, женщина — это, прежде всего, хранительница домашнего очага. Согласно этому, Совет тейпов не одобряет женщину за рулем. Сейчас, конечно, XXI век, и женщина — полноправный член общества и имеет на это право, но это наше мнение, — отмечает Улан Евлоев.

    Нельзя все запрещать или все разрешать

    Известный ингушский общественный и религиозный деятель Ахмед Тангиев придерживается мнения о дозволенности женщинами управлять автомобилем.

    — В исламе есть правило — в мирской жизни дозволено все, что не запрещено. Если в Саудовской Аравии женщины сидят дома и не должны работать, то там им и запрещают водить, а у нас женщины вынуждены работать. Нужно учитывать существующие реалии. Вот, например, эту ситуацию можно сравнить с вопросом дозволенности в мусульманском обществе благотворительных фондов, который недавно нами поднимался. Некоторые ученые сказали о недопустимости таких фондов ввиду их отсутствия во времена Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Но ведь в то время мусульмане не нуждались в благотворительных фондах, так как у них была общественная казна. И сегодня для мусульман есть необходимость в работе этих фондов. Поэтому с точки зрения ислама благотворительные фонды все-таки дозволены. Так же и с женским вождением. Из двух зол, как говорится, нужно выбирать меньшее. Лучше женщине водить самой, чем ездить в общественном транспорте, где не исключены пересечения с посторонними мужчинами. Каждый мужчина в своем доме сам должен решать индивидуально, что лучше для его сестры, жены и т. д., — отмечает Ахмед Тангиев.

    Решающую роль при решении мужчин о передаче руля женщине-родственнице, по мнению Ахмеда Тангиева, должен сыграть момент доверия.

    — Нельзя все запрещать или все разрешать. Мужчина должен сам посмотреть на ситуацию. Если он уверен в морально-нравственных качествах своей родственницы, то нет проблемы в управлении ею автомобилем.