• Чревато дополнительными стрессами

    «По моему мнению, аналог такой службы уже создан, но он не работает должным образом», — так прокомментировала Уполномоченный по правам ребёнка в Ингушетии Марифа Султыгова обращение Общества защиты прав потребителей образовательных услуг к Министру образования и науки РФ Дмитрию Ливанову с предложением о создании в образовательных заведениях России службы по профилактике радикальных настроений. 

    Напомним, идея создания такой службы возникла после резонансного инцидента со студенткой МГУ Варварой Карауловой, которая увлеклась изучением ислама и арабского языка, а затем попыталась сбежать в Сирию и вступить в ряды террористов из «Исламского государства».

    Предполагается, что специалисты этой службы будут составлять психологический портрет каждого ученика или студента, находиться в тесном взаимодействии с их друзьями и родителями и проводить мониторинг социальных сетей.

    Аналог такой службы уже создан при образовательных учреждениях, но он не работает должным образом, — говорит Марифа Султыгова. — В каждом учебном заведении есть свой психолог. Но, что касается сегодняшней ситуации, то он занимается чем угодно — подменяет педагогов, решает какие-то организационные вопросы и тому подобное, но не своими прямыми обязанностями, он их, по сути, и не знает.

    Надо в корне менять методы работы школьных психологов, повышать их профессионализм, соответственно повышать к ним требования и контроль над ними, усилить взаимодействие психологов с другими органами власти, такими как социальная служба, органы надзора и так далее.

    Практика же показывает, что эта работа ведётся либо очень слабо, или не ведется совсем. Посудите сами, если вот этот существующий уже механизм заработает должным образом, то какая надобность в дополнительной службе? Хотя, в принципе я не против самой идеи, такую службу можно было бы создать при местных администрациях, использовать в работе с семьями. А с ними тесно взаимодействовали бы и психологи образовательных учреждений.

    Создание же отдельных надзорных органов по контролю в любой форме нарушает права учащихся и чревато дополнительными стрессами для них.