• Чтение и грамотность — две составляющие одного целого

    129 15Личная свобода, взаимопонимание с окружающим миром, независимость, коммуникабельность – всё это дает человеку грамотность. Она имеет даже собственный день в календаре — 8 сентября, Международный день грамотности. 

    Сегодня говорить о безграмотности, в прямом ее толковании, конечно же, нельзя. В России, по данным Всероссийской переписи населения, на 2010 год 91% россиян имеет среднее школьное и высшее образование. Написать заявление, письмо и самое популярное средство письменного общения – СМС может каждый, кто так или иначе коснулся сферы образования. Но в мире насчитывается более 700 миллионов неграмотных людей среди взрослых, а среди детей это число превышает 72 миллиона. Неграмотность сегодня, как указывает организация ЮНЕСКО, процветает не только в бедных, но и в более богатых странах, таких как Египет, Бразилия, Китай. Поэтому тема грамотности остаётся актуальной, несмотря на то, что День грамотности учреждён в 1966 году.

    В нашей стране, и в частности в Республике Ингушетия, нельзя сказать, что положение катастрофическое, но правописание, откровенно говоря, «хромает». Каждый год 8 сентября в школах Ингушетии проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку, цель которых выделить старательных и прилежных учеников, обратить внимание на правописание и грамотность.

    — В этот день мы распространяем в классе листовки, в которых описываются элементарные правила русского языка, — говорит преподаватель начальных классов школы «Интеллект» Хадишат Чакиева. – Дети должны уметь грамотно писать и грамотно излагать свои мысли. И надо закладывать это в сознание ребёнка с первых же дней его пребывания в школе.

    Того же мнения придерживается и преподаватель русского языка и литературы Политехнического колледжа РИ Луиза Аушева: «Грамотность – это своего рода «лицо» человека. В обществе всегда ценятся грамотные люди. Учить правила, читать книги, тренировать память, развивать внимание и учиться сосредотачиваться – вот главное, что должны делать учащиеся и каждый уважающий свою личность».

    Она добавила, что существует и другая негативная тенденция. Грамотность всегда была связана с чтением, и чем больше человек читает, тем он более грамотен.

    — Сейчас проблема — дети читают очень мало, — говорит Луиза Аушева, — но они успешно пользуются Интернетом, функцией Т/9 на своих мобильниках, поэтому говорить о безграмотности как таковой не следует. Многие школьники неплохо сдают ЕГЭ, где достаточно строгие требования.

    В то же время, по словам педагога, школьники испытывают трудности, когда им необходимо выступить публично, выполнить творческое задание, изложить свои мысли в сочинении. «Я присутствовала на одной олимпиаде, где у участников было задание: им показывали какую-то картину, и они должны были пересказать, что увидели. И все начинали так: «На меня большое впечатление произвела картина, которую я увидел…» Это обычные штампы. Они не находят слов, чтобы выразиться обычным русским языком. Поэтому чтение и грамотность — две составляющие одного неразрывного целого», — считает Луиза Аушева.