• Чтобы выглядеть «не хуже других»

    Вот и прошли праздничные дни Ид аль-Фитр. Все дома были по возможности обставлены новым убранством, одежда на рынке раскуплена от самой дешёвой до сногсшибательной. 

    Праздничное настроение в каждом доме, в каждом салоне автомобиля. Люди съезжались к родному очагу со всех краёв света. Встречались, радовались давно не видевшие друг друга родственники, друзья, соседи, одноклассники. Конечно же, усталость давала знать о себе к концу дня, но столько добрых эмоций, ярких впечатлений от встреч, от общения приносит нам праздник разговения.

    Есть у этого красивого праздника и свои «ингушские» нюансы, о которых не принято говорить. Прежде всего это ломящиеся от угощений столы, к которым практически никто не притрагивается, бессмысленные расходы и излишки продукции, выбрасывая которые, мы подтачиваем саму суть священного праздника. Об этом говорилось (и не раз) в наших публикациях. Радует, что есть уже категория лиц, скажем так, разумно подходящих к этому вопросу.

    — Я из опыта прошлых лет сделала для себя определённые выводы, — говорит жительница с.п. Экажево Ася Костоева. – Могу похвастаться, что каждый день готовилась свежая еда в небольшом количестве, с расчётом на то, кто может сесть за стол и отведать угощения.

    В основном, чтобы успеть посетить многих родственников, гости ограничивались чаем, к которому я подавала свежеприготовленный пирог. С учётом летней погоды торт к празднику не испекла и не купила. Из мясного приготовила наше традиционное блюдо «дулх-хьалт1ам», которые на «старте» лежали в холодильнике, и на радость гостям предлагались ч1аьпилгаш (лепёшки), приготовить, которые не стоило много труда.

    Платки гостям я уже не даю. От расходов на праздник не пострадал мой бюджет, гостей не обделила вниманием, а радость от встреч не была ничем отягощена.

    Очень разумный подход. Думаю, к этому скоро придут многие. Хотя были ещё «староверы», у которых столы «ломились», продукты пропадали, многие по старинке раздавали платки, даже рубашки ухитрялись дарить, но, правда, выборочно, умудрялись и носки преподнести в качестве подарка молодым людям, да подороже. Но эти явления, скорее исключение, чем правило.

    Есть еще одна деликатная тема, на которую также желательно было бы посмотреть через призму целесообразности, подключив совет старейшин, муфтият и другие общественные структуры. Речь идёт о традиции давать в праздничные дни саг1а пожилым людям, сватам, немощным. Прежде чем перейти  к изложению своих неких умозаключений, хотелось бы отметить, что обычай сей стоящий, благородный, но в рамках благоразумности.

    — Я вышел утром первого дня праздника с суммой 35 тысяч рублей, — говорит мой знакомый. – На исходе третьего дня было всего 500 рублей.

    Как выяснилось, сватам — по пять тысяч, другим — по три и далее — по тысяче. Немалые ставки, получается. Но кто их выдумал, кто привёл к таким показателям? О какой религиозной значимости идёт речь? Здесь превалирует самый обыкновенный человеческий фактор.

    Имеющий достаток позволяет себе такую роскошь, другие стараются подтянуться к этим суммам, а третьи разрываются, влезая в долги, дабы не отстать от «норм», потому как хотят выглядеть «не хуже других». Так уж у нас принято: все «князья», все равноправны.

    Как-то мне довелось пообщаться с одним родственником, который ехал на свадьбу к армейскому другу. Как я узнала, их было 18 человек с Кавказа. Все они представители разных национальностей, но вот уже на протяжении 30 лет сохраняют дружеские отношения. Ездят друг к другу на свадьбы, на похороны, навещают больных, раз в год встречаются у кого-нибудь из друзей и проводят весело день за шашлыками. В этой дружной компании уже подрастают внуки.

    На мой вопрос, а не отягощают ли эти отношения, ведь есть ещё многочисленные родственники, он ответил, что «ещё с армии они договорились, что сохранят свои отношения, не отягощая друг друга материальными проблемами. И уже тогда было решено, что сумма денежных вложений никогда не превысит ту минимальную, которую они установили между собой».

    У них получилось. Почему бы нам не принять этот факт во внимание. Нельзя заниматься расточительством только потому, что так «принято», так делают другие.