• Другого шанса может и не быть

    Осталось совсем немного времени до очередного паломничества мусульман к святым местам в Саудовской Аравии. Мы решили поговорить о достоинствах хаджа с известным богословом Адамом Мержоевым. 

    – Адам, расскажите, пожалуйста, вкратце об истории хаджа. Как он был вменен в обязанность мусульманину?

    – По этому поводу среди богословов существует ряд определенных разногласий. Есть те, которые утверждают, что хадж был обязанностью мусульман еще до переселения Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует) из Мекки в Медину. Более распространенное мнение ученых состоит в том, что хадж был вменен в обязанность в пятый год по хиджре – после переселения Посланника Аллаха в Медину.

    Однако наиболее достоверной считается версия, что хадж был вменен в обязанность в 9 году по хиджре. На это указывает и ряд хадисов Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Когда в начале 9 года к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел человек и спросил его об обязанностях, Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) ответил: «Вам повелевается верить в Аллаха, совершать молитву, выплачивать закят, поститься в месяц Рамадан и отдавать пятую часть от трофея, завоеванного во время священной войны».

    Но в этом хадисе не упомянуто про хадж. Соответственно, ученые делают вывод, что он еще не был обязанностью в то время, когда Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) отвечал на вопрос своего сподвижника. Эту версию укрепляет и то, что Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) поставил предводителем тех, кто будет совершать хадж, Абубакра именно в девятом году.

    Всевышний Аллах вменил хадж в обязанность последователям Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), ниспослав аят: «…Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь. Если же кто не уверует, то ведь Аллах не нуждается в мирах». (Сура Али Имран 97 аят). Также в хадисе, передаваемом от Ибна Умра (да будет доволен им Аллах), говорится, что хадж является одним из пяти столпов ислама.

    – Каков смысл хаджа и какую пользу получают мусульмане от паломничества?

    – Все, что вменил нам в обязанность Милостивый, – это добро. Всевышний Аллах сотворил нас для поклонения, обязал нас выполнять определенные повиновения и поклонения. Некоторые поклонения связаны с телом: это выполнение ежедневной пятикратной молитвы, держание поста в месяц Рамадан. Некоторые поклонения Всевышний Аллах вменил, связав их с нашим материальным состоянием: это выплата закята. Но отдельные качества и достоинства хаджа заключаются в том, что он связывает оба эти аспекта: для совершения хаджа мусульманин должен приложить физические усилия и расходовать только из своих средств.

    Хадж является одной из наивысших милостей Аллаха, так как включает в себя множество польз. Первое – это духовная. Когда человек духовно обогащается, он укрепляет свою веру, потупляет свои земные страсти. Усердие в поклонении удаляет его от мирского и он становится более правильным, более праведным, понимая, что мы в этом мире всего лишь путники. Среди множества польз и достоинств хаджа — единение мусульман на пути служения Всевышнему. Со всех стран мира в одном месте собираются люди разных рас, национальностей и социальных положений. В этом месте все они, одев ихрам — одеяние паломника, предстают перед Всевышним Аллахом. Это является напоминанием для размышляющих, что все мы равны перед Всевышним Аллахом, что все мы Его рабы и разница лишь в степени богобоязненности. Также в хадже проявляется сила мусульман: когда миллионы людей становятся плечом к плечу на молитву перед Всевышним Аллахом — это, все-таки, показывает, насколько величественна наша религия, которая объединила нас, сделала нас братьями, едиными на пути Аллаха, хотя, увы, мы всячески и пытаемся разрушить это единство.

    Хадж –это уникальное поклонение, которое удаляет нас от мирских услад. Человек отправляясь на хадж, прощается со своими родными подобно тому, как он будет прощаться, когда к нему прилетит ангел Израил, чтобы забрать его душу. Паломник отправляется в святые места, облачается в ихрам подобно тому, как его облачат в саван, после того как он умрет. В этой одежде, которая не украшена ничем, он становится перед Аллахом в день Арафата — кульминационном моменте хаджа. Ты можешь являться миллиардером или бедняком – здесь мы все равны перед Всевышним Аллахом. И тогда размышляющий человек задумается: «Вот так и я предстану перед Всевышним Аллахом, и что у меня имеется?». У него на тот момент нет ни богатств, ни социального положения, никаких преимуществ перед другими. Миллиардер, как и бедняк, который стоит рядом с ним, является рабом перед Властителем миров. Однако, реальное богатство, которым он располагает — это его поклонения, совершенные им до этого и чистота его души. Это повод задуматься и отстраниться от всего запретного, стать на истинный путь, понять сущность человечества и нашего творения.

    – Расскажите более подробно о процессе хаджа.

    – Скажу сначала о его трудностях. Хадж – нелегкое поклонение. Человек в обыденной жизни привык к комфорту, свободно передвигаться, в удобное для него время принимать пищу. Когда нас выбивают из этой колеи, мы испытываем определенные трудности. В частности, бывает ущемление в передвижении, не всегда, когда хочется, получается покушать, бывает на улице необычно жарко. Дискомфорт же, отказ от привычных вещей и образа жизни и есть испытание хаджа, это и есть физическое усердие. Если бы хадж являлся поклонением, которое можно совершить лежа на диване, он не был бы такой важностью в Исламе. В нем множество процессов: обход вокруг Каабы, хождение между двумя холмами Сафа и Марва, посещение долины Мина Муздалифа, Арафа и снова долина Мина, где происходит бросание камней. Все эти поклонения занимают много времени, в течение которого человек может через размышления о бренной жизни и мире вечном достичь покорности и во всем приблизиться к Всевышнему.

    Еще одна трудность и испытание хаджа – это то, что мы бываем далеки от наших родных и близких. Но, это дает нам понять, что мы не всегда будем рядом с ними, и не всегда мы можем рассчитывать на их руку помощи.

    Что касается прелестей хаджа, то это в первую очередь трогательная встреча с нашим Пророком Мухаммадом (да благословит его Аллах и приветствует). Те, кто совершает хадж, посещают могилу Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и приветствует). Пророк сказал: «Тот, кто посетит меня после моей смерти, подобен тому, кто посетил меня при моей жизни». При посещении его могилы мы передаём Пророку салам (да благословит его Аллах и приветствует), он в свою очередь отвечает нам тем же. Ещё одной прелестью хаджа является то, что человек, совершив усердие в череде поклонений, получает душевную удовлетворенность. Подобно тому, как наш желудок насыщается от еды, душа верующего насыщается от поклонения Всевышнему, Господу миров.

    Другой прелестью хаджа является то, что мы в день Арафа, предстаем перед Всевышним, вспоминая хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), где передается, что Всевышний Аллах возвеличивает нас перед ангелами: “Взгляните на моих рабов! Они пришли потрёпанные и покрытые пылью». И когда мы ощущаем эту близость к Всевышнему Аллаху и знаем, что наши молитвы принимаются Всевышним — об этом тоже гласит хадис Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) – это не передаваемые ощущения. Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) также сказал: «Совершение умры от умры служит искуплением совершенных между ними грехов, что же касается безупречного хаджа, то нет за него другого воздаяния, кроме Рая!». Это самое полноценное воздаяние для человека.

    – Каждая поездка, как и любое важное дело, требует определённой подготовки. хадж же, как мы знаем, — самая важная поездка в жизни мусульманина и мы должны готовиться к ней? Что должен знать, уметь и иметь при себе паломник, отправляющийся в Мекку?

    – Да, подобно всякому другому важному делу, человек должен серьезно готовиться и к поездке в хадж. Во-первых, он должен покаяться за все совершенные им грехи. Потому, что вступая в поклонение, он должен быть духовно готов к нему. Далее он должен возвратить все долги и чужое имущество, если, конечно такие у него имеются. Это связано с тем, что Аллах может простить все прегрешения человека, кроме присвоения чужого имущества. Если время выплаты долга не настало, он может выехать на хадж. Если же время выплаты уже настало, он должен получить разрешение у того, кому он должен, на поездку, очиститься, получив прощение у тех, кого он ущемил, посягнув на кровь, богатство или честь.

    – Каково воздаяние за хадж?

    – Как мы уже раньше отметили, хадж, является наиболее вознаграждаемым поклонением Всевышнему. Об этом Пророк Мухьаммад (да благословит его Аллах и приветствует), сказал в своем Священном хадисе: «Тот, кто совершил хадж, и не сквернословил, и не распутствовал — тот очищается от грехов своих, словно в день, когда был рожден своей матерью». И еще он говорил: «За благочестивый хадж нет иной награды, кроме рая». А рай – это цель нашей жизни, нашего бытия.

    – Многие наши предки ушли из этого мира, мечтая хоть раз отправиться в Мекку, увидеть Каабу, исполнить эту обязанность перед Всевышним. К сожалению, в нашем обществе среди тысяч желающих отправиться в Мекку, находятся и те, которые имея возможность, не спешат исполнить эту святую обязанность, вмененную нашим Создателем. Насколько опасна такая пассивность?

    – Действительно, сегодняшние блага от Всевышнего Аллаха неисчислимы. Наше поколение может лицезреть все то, о чем только могли мечтать наши предки. Среди этих благ и совершение хаджа. Наши предки не могли видеть даже картинку благословенной Мекки, а мы сегодня имеем возможность с легкостью совершить хадж. Поэтому, я призвал бы сегодняшнее поколение к благодарности, чтобы они в первую очередь были благодарны Всевышнему Аллаху. Потому что Господь миров говорит: «Если вы будете благодарны, то я непременно умножу вам милость». Также Аллах говорит: «Клянусь величием Моим, если вы будете неблагодарными, то знайте, наказание Моё очень сильно». Если человек имеет возможность совершить хадж, но в этом году из-за каких-то проблем не может совершить его, по шафиитскому масхабу, он может отложить его на следующий год, если, конечно, у него есть уверенность, что эти богатства останутся. Но, если человек имея состояние, вообще не задумывается о совершении паломничества, мы должны в первую очередь проявить к нему жалость. Потому что Всевышний Аллах одарил этого человека богатством, но у него нет имана, чтобы использовать эти материальные богатства в правильном направлении. Если человек не использует свое богатство, не выполняет обязанности перед Всевышним, такие как закят и хадж, то эти богатства ввергают этого человека в ад. Соответственно, мы должны задуматься, насколько велик грех невыполнения обязанности, какой является хадж, перед Всевышним Аллахом. Ведь кончина наша не за горами и может настигнуть в любой час, в любой момент и души наши будут просить о прощении: «О Аллах, возврати нас к жизни, чтобы мы совершили, хотя бы один сужуд – один поклон перед Всевышним Аллахом». Но уже будет поздно.

    – Ваши пожелания тем, кто собирается совершить хадж.

    — Я пожелал бы, чтобы люди со всей серьезностью отнеслись к данной поездке, чтобы они заранее готовились, изучали обряды хаджа и слова обращения к Аллаху. Потому что, возможно, кому-то единственный раз удастся совершить данный вид поклонения. Я бы также посоветовал, чтобы они духовную подготовку начали уже сегодня: совершали товбу – слова покаяния за совершенные грехи, больше проводили времени в мечети, за чтением Корана. Потому что, подобно тому, как мы готовимся к экзамену, изучая материалы, мы должны готовиться и к хаджу, от чего, отчасти, будет зависеть качество нашего хаджа. Но ни в коем случае, нельзя обманываться тем, что «я вот совершу хадж и буду хорошим человеком, а до этого я буду совершать плохие деяния, вплоть до того, как приземлюсь в Медине». Это неправильно, и приведет к обратным результатам — утрате ниспосланного Всевышним шанса.

    Да ниспошлет нам Всевышний иман и возможность для полноценного совершения хаджа.