• Души моей серебряные нити

    martazanov-musa-jahjaevich

    «Искусство дает человеку крылья и уносит далеко-далеко! Кому надоела грязь, мелкие грошовые интересы, кто возмущен, оскорблен и негодует, тот может найти покой и удовлетворение только в искусстве». Так писал великий А. П. Чехов, обращаясь к тем людям, которые своим главным направлением в искусстве выбрали живопись.  Этот жанр искусства уводит нас вместе с художником совсем в другой мир — мир, в котором царят гармония и вкус, где есть много альтернатив и право выбора. Не зря же ведь бытует мнение, что художники всегда были и остаются в числе наиболее образованных людей, поскольку они совершенно точно знают, на какой волне времени находится развитое общество, и видят всё гораздо дальше, глубже и тоньше. Признаться, не часто нам приходится писать о творческих людях, которые свою жизнь полностью посвятили искусству. Но есть среди ингушской элиты и такие талантливые люди, которые, можно сказать, талантливы во всём. Один из них – мой собеседник, народный художник Республики Ингушетия Муса Мартазанов, с которым мы встретились накануне дня его рождения, чтобы поговорить о его творческой жизни и планах на будущее.

    В пору ранней юности Муса чётко определил для себя самый главный приоритет в жизни – служение искусству, которому он беззаветно предан вот уже более двадцати лет. Способности к рисованию стали проявляться у него еще в детстве, и так получилось, что увлечение живописью с годами стало захватывать его все больше и больше. Самыми первыми и особо значимыми работами Мусы Мартазанова считаются те, которые он написал во время прохождения службы в армии. А сюжеты первых картин, как и следовало ожидать, были посвящены горной Ингушетии. Это такие работы, как «Мой край», «Башни», «Видение» и другие, которые были продемонстрированы на первой персональной выставке начинающего художника в Государственном музее изобразительных искусств РИ. Надо отметить, что выставка эта вызвала тогда большой резонанс среди любителей живописного искусства. Картины, представленные на ней, впечатляли своей открытостью, живостью и непосредственностью.

    — Как сегодня помню свои первые впечатления от этой пробной выставки, — говорит Муса, — ведь художнику так важно, чтобы его увидели и поняли, что он хочет донести до людей. Принято считать, что художник рождается только тогда, когда он делает выставку. И вот это рождение стало стимулировать меня на создание новых работ, я смог написать больше полотен с философским содержанием. Я стал лучше чувствовать историю своего края и восхвалять его. Наверное, вы согласитесь со мной, что искусство единит и роднит народы, что является таким необходимым условием для многострадальных кавказских народов. И не нужно всем подряд лезть в политику и понимать её, на земле человек должен жить для того, чтобы дарить добро и красоту и давать волю своим желаниям, если они благородны, великодушны и разумны…

    В этих словах, как мне кажется, наиболее точно выражено творческое и жизненное кредо молодого и очень талантливого художника Мусы Мартазанова. Можно с уверенностью сказать, что в столь самобытной и оригинальной творческой судьбе художника, поэта, писателя, переводчика и просто хорошего человека каким-то таинственным образом переплелись желания плодотворно работать и испытывать при этом благостное наслаждение.

    По словам художника, его увлечение живописью было закономерным, но сначала было Слово. Родители передали ему гены любознательности, научили читать и видеть мир во всей своей красе. Слова создавали в голове юноши образы того, что нельзя было увидеть собственными глазами в окружающей реальности. Но книги распахнули дверь знаниям: история позволила увидеть все, что уже произошло, а география — оценить размеры мира и бесконечность природы. И знания эти не столько объясняли увиденное, сколько помогали представить недоступное. В дальнейшем детское воображение маленького Мусы сформировало параллельный мир образов, заметно превосходящий окружающую действительность. Образы в голове настойчиво требовали встречи с реальностью в жизни, а настоящая природа поражала гармонией форм и буйством нерукотворных красок. В итоге, встреча воображаемого мира с реальным пробудила желание творить. А материализация накопленных мысленных образов и есть само творчество.

    — Человеку свойственно ценить все редкое и недоступное, — говорит Муса, — поэтому наблюдение и созерцание нерукотворной природы – это моя страсть! На природе мозг отдыхает от жесткой логики городского ритма и переключается на цвет и форму. Я заметил, что самые интересные мысли приходят в голову во время неспешной прогулки по лесной тропинке. Сочные краски небесных закатов, мощь грозовых облаков, безбрежная высь горных небоскребов, прозрачные речушки, сдержанные краски осеннего леса, серебро инея на деревьях, изумрудная весенняя листва, тихий утренний туман над горными ущельями – вот, что меня действительно умиротворяет и вдохновляет. Это пейзажная живопись.

    Но в творческом потенциале Мусы Мартазанова имеются художественные произведения, написанные не только в жанре пейзажа. Он – разносторонний мастер кисти и работает в различных направлениях. И все его тематические работы, по мнению зрительского глаза, имеют глубокое философское содержание. А вообще, по натуре своей, Муса – путешественник, он объехал и облетел большую часть России. Результатами этих поездок становились не дежурные зарисовки, не наброски какие-то, а серьезные циклы произведений. Каждое новое место становилось для него определенным этапом творческой деятельности, открывающим особую художественную идею на основе принятых им композиционных решений. Куда бы ни завела его судьба – от Байкала до Прибалтики, – везде ощущается трепетное отношение мастера к красотам природы.

    Но особое место в удивительной панораме, созданной кистью художника, занимают горные пейзажи. Поразительная красота гор, рождающая духовную насыщенность, умело отражается в полотнах художника. Среди них хотелось бы отметить работу под названием «Царский трон», в которой автор сумел донести до зрителя неповторимое очарование горы Эльбрус при позднем закате.

    Неповторима по своей изобразительности и картина «Казбек», в которой солнце покрывает вершину горы золотой пеленой пробуждающегося света, блистая холодным огнем сказочных сияний. Седовласый Казбек, устремленный вверх, как будто выходит за пределы земли, становится частью неведомого запредельного мира.

    Многие известные критики высоко оценивают работу мастера под названием «Терек», в которой представлены все краски дня уходящего и буйство реки, уносящей всё, что встречается на её пути. Также одной из самых интересных работ Мусы Мартазанова считается картина «Озеро Байкал». В ней наиболее ёмко показана ширь Байкала и его бескрайняя водная даль, а применение художником эффекта «туманности» усиливает впечатление, производимое на зрителя этой красотой.

    А сколько поэтической созерцательности вложил автор в свою картину «Осень на реке»! Если приглядеться повнимательнее, от этого пейзажа веет какой-то безмерной грустью, несмотря на то, что художник мастерски передал прозрачность утренней свежести. Всё богатство голубоватых и сизых тонов отразил мастер в своей картине «Зима», где зашифровано восприятие свежего зимнего утра. И с таким же воодушевлением можно говорить обо всех картинах Мусы Мартазанова, где не просто существует, а живет трепетное отношение автора к изображаемому мотиву. А его душевное состояние в период рождения каждого из этих шедевров говорит само за себя, без лишних слов.

    Немаловажное значение в творчестве Мусы Мартазанова занимают работы, написанные им в жанре натюрморта. В этом жанре художник свободно выбирает любимую тему и на холсте воспевает любимую вещь, которая дает ему возможность строить свой собственный особый мир. По словам Мусы, натюрморт, как особый жанр в живописи, заставляет любоваться и восхищаться точной копией тех вещей, оригиналами которых не особо любуешься. Одним из замечательных натюрмортов, созданных М. Мартазановым, является картина «Маки». Композиция этого яркого образа уникальна тем, что автор не собрал цветы в один букет, а разбросал их по всему холсту. Цветы на первый взгляд кажутся окутанными легкой дымкой, а живая вибрация парящего красного цвета создает образ легкости, воздушности. Точно так же бережно пишет он и «Вазу с цветами», от которой веет свежим ароматом роз и ромашек.

    Глубоко продуманное отношение художника М. Мартазанова к жанру сюрреализма подтолкнуло его к созданию такого сложного произведения, как «С сотворения мира», в котором каждая деталь имеет свой смысл. Автор динамично собирает в одном месте все символы глубочайшей трагедии ингушского народа и изображает замученных и погибших соотечественников в эпоху сталинизма и осетино-ингушского конфликта.

    Необходимо отметить, что на всех персональных выставках Мусы Мартазанова любители живописного искусства отмечали мощную стихию цвета, которой пронизаны все полотна художника. Так и хочется сказать, что автор «слышит краски и видит звук».

    — Процесс рисования меня словно завораживает, — говорит он. — Первоначальный хаос цветных пятен на холсте вдруг неожиданно обретает смысл и очертания. Но один случайный штрих непредсказуемо меняет все. Кажущееся на первый взгляд простым, становится сложным, а сложное – поддается легко! Пока рисуешь, время летит незаметно. Сложно понять, когда нужно остановиться и закончить работу. Это реальное вдохновение! Каждый раз я снова и снова учусь и испытываю при этом несказанное удовольствие.

    Муса Мартазанов за свою творческую жизнь персонально выставлялся тридцать девять раз, и каждая новая встреча с любителями живописи приобретала для него жизненно важное значение, потому что его очень сильно волнует мнение людей. Известный художественный критик Ирина Пашнина, оценивая работы художника на одной из выставок в г. Краснодаре, сказала, что таким произведениям искусства нельзя устанавливать цены, они – бесценны. После этого она попросила Мусу сообщить ей в первую очередь, если он всё-таки надумает их выставлять на продажу. Такая высокая оценка была дана работам нашего художника и в других выставочных павильонах по всей стране.

    Но, как было сказано выше, Муса Мартазанов – личность неординарная, и на одной живописи останавливаться не хочет. Совсем недавно он достал из своего тайника стихотворные произведения и уже успел издать два сборника стихов на русском языке. Кто читал их, тот знает, сколько в них тепла и любви к своему народу. Кроме этого, Муса переводит собственные стихи на родной язык и готовится их издать. Также в скором времени читатели смогут пополнить свои книжные полки новой книгой М. Мартазанова в двух томах под названием «Правильный выбор». В данное время дебют молодого писателя готовится к изданию. Помимо того, что он является председателем Союза художников РИ, в прошлом году его приняли в Союз писателей Республики Ингушетия. Такое высокое доверие ему было оказано за изданные труды и активное участие в писательской среде республики.

    Надо отметить, что энергии у молодого дизайнера полотен хватает не только на собственное творчество. Кроме того, что он преподает в детской художественной школе, пишет и рисует, у него получается ещё вести и общественные нагрузки: Муса Мартазанов является руководителем комиссии молодежной политики, спорта, туризма, образования и культуры при Общественной палате РИ. В составе официальной делегации систематически участвует в выездных мероприятиях по городам Российской Федерации, где он встречается с художественной элитой и черпает новые знания и возможности для претворения в жизнь интересных идей и замыслов.

    Такой активный образ жизни художника говорит о том, что он не перестает искать себя, свой путь, ту самую «изюминку», отличающую его от других творческих личностей. Отсюда и выразительность, и эмоциональная насыщенность, и самое главное – индивидуальная неповторимость всех его произведений: будь то изобразительных или литературных. При этом надо сказать, что Муса Мартазанов принадлежит к особой категории людей, которые ни у кого не учились. И начинал он творить, не имея за душой ни гроша и специального образования, хотя успел отучиться на экономиста и получить профессию психолога. И только после этого поступил в Краснодарский университет культуры и искусства. Но это не помешало ему стать известным и узнаваемым в творческом сообществе.

    Хорошо лежать на нагретой солнцем земле и, отдавшись блаженному состоянию души, ощущать ласковые лучи солнца, запах травы, погружаться взглядом в бездонное небо. Столик с красками давно ждёт, когда же хозяин примется за работу. Примерно в таком образе предстает перед нами творческая натура художника, чей путь – путь исканий и находок, взлета творческой мысли и разочарования, которые неразлучно связаны между собой в мире живописного искусства…