-
Есть язык — есть народ, нет языка — нет и народа
Раиса Олигова | 19.02.2016 |Родной язык – это живая летопись деяний предыдущих поколений. В нём накоплен огромный запас знаний, духовных и культурных ценностей. Он является формой существования и хранения всех этих ценностей. Поэтому становится для человека главным инструментом развития.
Прививая любовь к родному слову, отдавая свои знания детям, трудится в лицее — детском саду города Магас Лиза Джабраиловна Ужахова. Каков же был её путь в данной профессии, как состоялся её выбор? Это я и попыталась узнать.
«Еще в детстве я отдавала предпочтение гуманитарным предметам, — вспоминает свои школьные годы Лиза Джабраиловна, — любила русский язык и литературу, ингушский язык и литературу. От учителя-предметника зависит многое: как он преподнесёт материал детям, заинтересует ли своим предметом?
Моим учителем родного языка в селе Барсуки, где я жила, была Мадина Курейшевна Гагиева. Она являлась прирожденным педагогом. На её уроки все мы ходили с большим интересом, к каждому у неё был свой индивидуальный подход. Я выразительно читала на ингушском языке, и поэтому ей всегда нравилось, как я это делаю.
Мы знакомились с произведениями ингушских писателей. Помню, в 7-ом классе я перечитала все произведения известных тогда ингушских авторов. Мать иногда меня журила, говорила, что слишком долгое чтение может испортить моё зрение. Через чтение данных произведений обогащался мой словарный запас, росла любовь к родному слову, языку. Мне всё больше и больше нравились наши традиции, обычаи. Яркие картины далёкого прошлого из истории наших предков заставляли размышлять, анализировать происходившие события.
После 8-ого класса мне даже дали рекомендательное письмо для поступления в Грозненское педагогическое училище «за особые успехи в изучении родного языка и литературы». Моя учительница, которая тогда у нас вела родной язык, Аза Ахметовна Зязикова, помню, сказала мне: «Ты, давай, не теряй свои два года, поступай в училище». Но тогда родители посчитали меня слишком маленькой и не пустили.
Я окончила школу, поступила в Чечено-Ингушский государственный университет им. Л. Н. Толстого в Грозном. Студенческие годы тоже повлияли в лучшую сторону в плане накопления знаний по родному языку. Всегда с теплотой вспоминаю своего преподавателя, профессора Ибрагима Дахкильгова. Завершить учёбу в Грозном, правда, мне не удалось, так как начались известные военные события. Этот период был очень трудным для меня, были переживания по поводу своего диплома. Казалось, время потеряно. Но всё обошлось, утряслось, как говорится, я получила диплом об окончании высшего учебного заведения.
Начала трудиться в Плиевской средней школе. Мне дали младшие классы. За годы работы пришлось работать и в старших классах. Скажу без ложной скромности, ребята приходили на мои занятия с большой охотой. Я старалась дать им знания, чтобы они им пригодились и в дальнейшей жизни. В этой школе состоялось моё становление как учителя, это были плодотворные годы в моей практике. Мне нравился свой предмет. И я желала, чтобы дети тоже овладели им хорошо, всегда объясняла: «Если есть язык – есть народ, нет его – нет и народа».
С течением времени у меня появилась своя семья. Был период, когда пришлось дома сидеть с ребёнком. Очень скучала по своим учащимся, хотелось скорее на работу. Так, прослышав, что открывают новую школу в Магасе, захотелось попытаться устроиться на работу, что незамедлительно и сделала. К моей радости, меня приняли, по сегодняшний день я работаю в данном образовательном учреждении, обучая детей правильно владеть родным словом.
Учащиеся у нас любознательные, любят родной язык. Среди них есть и те, которые пишут стихотворения на ингушском языке, завоёвывали даже призовые места на разных олимпиадах, конкурсах. Здесь я поняла, что сделала правильный выбор в жизни, отдав преимущество данной профессии. Ещё наши великие писатели, лингвисты и педагоги утверждали, что нет более надёжного и эффективного средства обучения и воспитания, чем родной язык и родное слово».
Для любого народа родной язык считается неповторимым, великолепным, так как язык — характер, память, история и духовное могущество. В нём отражаются обычаи, традиции, быт народа, его красота и сила души. «Создать язык невозможно, ибо его творит народ, филологи только открывают его законы и приводят в систему, а писатели только творят на нём сообразно с сими законами», — писал В. Белинский. Пожелаем же успехов Лизе Джабраиловне в дальнейшей работе, в деле пополнения рядов знатоков родного языка.
Рубрики: Образование
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |