• Фаббинг – очередное модное слово или реальность?

    Communication Disorder

    Согласитесь, что теперь очень часто люди уделяют своему смартфону уйму времени и внимания, сколько зачастую не достается ничему другому в нашей жизни. Именно с него чаще всего начинается и им заканчивается день. Даже любой прием пищи сопровождается неотрывным взглядом на его экран. Безмолвный спутник прочно вошел в нашу жизнь, вытесняя подчас человеческую палитру экспрессии и живого общения.

    Многие из нас, наверняка, могли ловить себя на мысли, что собеседник в какой-то момент воспринимает свой смартфон сильнее, чем нашу, хоть и обращенную к нему, речь.

    Шагая в ногу с новейшими технологиями, люди невольно становятся заложниками собственных «продвинутых» изобретений. За обладание привлекательными ноу-хау человек иногда расплачивается самым дорогим – правом быть полновластным хозяином своей жизни и взаимоотношениями с остальными людьми.

    Ситуации, когда кто-то мысленно бывает ближе к содержимому своего смартфона, чем к находящемуся в его обществе человеку, социологи дали отдельное название — фаббинг (от «phone» — телефон и «snubbing» — пренебрежение).

    Исследователи, выделяя для смартфономании специальный термин, часть которого неслучайно состоит из слова «пренебрежение», проецируют возможность отчуждения человека от реального мира из-за аппарата, умещающегося в ладони.

    Человечество не склонно пока «бить в набат» из-за фаббинга. Только чрезмерно пассионарные люди видят в этом своеобразное подчинение человека созданной им же технике.

    И лишь немногие вспомнят здесь сюжет книги американского фантаста Дина Кунца «Полночь», по которому буквальное слияние компьютера и человека вывело на свет монстров. Но человечество пока не ставит перед собой вопрос о том, теряет ли человек часть себя, погружаясь с головой в любимый смартфон.

    Программы Ватсапп или Вайбер дали серьезную конкуренцию социальным сетям и уверенно заняли прочное место в жизни обладателей смартфонов.

    Несмотря на массовое увлечение молодежью республики социальными сетями и программой Ватсапп, ингушские психологи не считают, что фаббинг угрожает полнобытной жизни жителей Ингушетии.

    По долгу профессии, они, конечно, отдают приоритет живому общению перед виртуальным. Но наиболее злободневной проблемой они видят пользование социальными сетями именно детьми и подростками.

    Интернет – как огонь

    Известный в Ингушетии практикующий психолог Тимур Галаев считает, что с Интернетом нужно обращаться так же, как человечество на протяжении тысячелетий обращалось с огнем. При правильном пользовании Интернет, как и огонь, не будет «обжигать», но пойдет во благо, и наоборот.

    Лично Тимур Галаев, по его заверениям, в день посвящает социальным сетям и Ватсаппу примерно 2 часа.

    Психолог не видит, собственно, проблемы в таких явлениях, как социальные сети или Ватсапп и считает, что вся суть вопроса заключена в выборе самого человека.

    — Это всего лишь проблема выбора. Социальные сети, Ватсапп  входят в нашу реальность, это часть нашей жизни. Мне бы лично не хотелось наблюдать общественное мнение о том,  что Интернет – это плохо. Интернет – это хорошо. Это просто поле деятельности, где ты можешь проявлять себя, даже зарабатывать на жизнь и т.д. Интернет – это отражение нашей действительности, а суть в нас, — заключает Тимур Галаев.

    Главное, по мнению психолога, чтобы пребывание в социальных сетях или Ватсаппе не превратилось в «общение ни о чем». При этом  границы «ни о чем», считает Тимур Галаев, у всех разные, но главным критерием небесполезности интернет-серфинга является конкретная польза для человека.

    Для людей же в целом должны быть определены границы, нарушение которых станет просто тратой времени, считает Тимур Галаев.

    «Это всего лишь проблема контента, чтобы человек не ошибся в выборе информации. По моему мнению, человек в норме может серфинговать в Интернет-пространстве в течение 40 минут- 1 часа. Много информации, которая может причинить вред и от которой необходимо отгородиться. Когда же это переходит границы, то нужно обращаться к специалисту», — говорит психолог.

    В практике Тимура Галаева нет случаев жалоб на смартфономанию, но есть несколько обращений, связанных с чрезмерным увлечением компьютерными играми.

    — Несколько случаев, когда родители привели ко мне своих детей за помощью в излечении от компьютерной «игромании». Привели даже парня лет 20. Мы продуктивно разобрались в ситуациях, которые в основном вытекали из семейных проблем, проблем во взаимоотношениях. Я предложил компьютер оставить, но договориться с ребенком о времени. Повторно эти же люди ко мне не обращались», — рассказал Тимур Галаев.

    Тимур Галаев не согласен с распространенным мнением о том, что Интернет разучивает человека читать. «С Интернетом читать стали не меньше. Мир изменился, стало много информации. Можно зайти на сайт и прочитать любую книгу», — говорит Тимур Галаев.

    Самой серьезной и актуальной проблемой Тимур Галаев видит в пользовании социальными сетями и Ватсаппом детьми. Он считает, что необходимо охранять ребенка от вредной для его становления и нравственности информации. Тимур Галаев резюмирует свое отношение к социальным сетям и Ватсаппу утверждением о том, что «сенсорные ощущения» никогда не заменят живое общение и как психолог рекомендует всем живой диалог.

    Размер экрана определяет объем текста…

    Так считает психолог Мадина Измайлова. По ее наблюдениям, именно от размера диагонали экрана смартфона подчас зависит объем читаемых текстов.

    — Я заметила, что если экран смартфона небольшой, то люди перестают читать большие тексты. Это связано с неким неудобством маленьких экранов для чтения. С экранов планшетов люди, например, читают больше, — отмечает Мадина Измайлова.

    Сама Мадина признается, что ежедневно пользуется программой Ватсапп, из которой черпает только познавательную информацию.

    — За раз могу прочитать один текстовый материал на нескольких страницах. Это может занять 10-15 минут. Конечно, я отфильтровала свой контент и самостоятельно выбрала те группы, которые посчитала полезными для себя, — говорит психолог.

    Мадина Измайлова также считает, что проблема пользования социальными сетями и Ватсаппом – это в первую очередь проблема личного выбора каждого человека. Но, как и Тимур Галаев, Мадина уверена, что самой злободневной проблемой является увлечение социальными сетями и Ватсаппом детьми.

    — К детям необходим осторожный подход. Я бы вообще запретила детям пользоваться социальными сетями. Это очень серьезная проблема, которую недооценивают взрослые. Я говорю это как психолог, работавший с детьми, — считает Мадина Измайлова.  Подчас, по словам Мадины Измайловой,  бывает, что сами родители поощряют «засиживание» детей в социальных сетях. Это разлагает детскую психику и мораль. Дети, по ее мнению, не обладают собственными защитными барьерами от вредоносной информации, и их необходимо оберегать взрослым.

    Мадина Измайлова говорит, что непосредственно сталкивалась с ситуациями, когда дети из ингушских семей, несмотря на ментальные и религиозные запреты, знакомились с «неправильной» информацией.

    — Это ужасно, но я лично разговаривала с детьми в возрасте от 10 до 16 лет, которые признались, что просматривают в Интернете, мягко говоря, неприличную информацию в виде картинок и видео. Этих детей не остановил вайнахский этикет или запреты по Исламу. Необходимо, конечно, это остановить, — рекомендует Мадина Измайлова.

    Мадина Измайлова считает, что при соблюдении же определенных рациональных и морально-нравственных рамок, проводить время за программой Ватсапп или в соцсетях можно с пользой.

    Расточительство времени – тоже грех

    Ахмед Тангиев, известный ингушский общественный и религиозный деятель, руководитель Культурно-просветительского центра «Рассвет», отмечает, что на такое явление, как пользование социальными сетями и Ватсаппом, Ислам, как и на все вещи, имеет свою точку зрения.

    И здесь можно заслужить милость Всевышнего, но также можно и совершить грех. Все, по словам Ахмеда Тангиева, зависит от твоих действий в виртуальном мире. Ахмед Тангиев, по собственному признанию, много времени проводит в социальных сетях, особенно в фейсбуке, где часто отвечает на различные вопросы касаемо Ислама, а также его общественной деятельности.

    — Если ты, проводя время в социальных сетях или Ватсаппе, не пропускаешь обязательные молитвы, не допускаешь упущений в своих обязательствах перед членами твоей семьи, то в этом нет запрета. Наоборот, если там же ты будешь распространять правильные религиозные знания, то совершишь богоугодное дело. А наилучшим из людей, согласно изречению Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, является наиболее полезный, — отмечает Ахмед Тангиев. Но в данном вопросе, по словам Ахмеда Тангиева, необходимо придерживаться средины, как того требует Ислам во всех жизненных вопросах.

    — Если время проводится бесцельно, то это уже будет его расточительством, то есть, грехом по Исламу. Поэтому, здесь не должно быть крайностей. Принцип Ислама таков – нет недостатку и нет чрезмерности. В 143-ем аяте суры «Корова» Всевышний сказал о том, что сделал нас общиной, придерживающейся середины. А срединность в данном вопросе – это использование социальных сетей или Ватсаппа с религиозной пользой для себя, — разъясняет Ахмед Тангиев.

    Ахмед Тангиев считает социальные сети полезными и тем, что посредством их намного проще получить ответ на интересуемый вопрос от авторитетных исламских ученых.