• Фермер, который не боится кризиса

    crisis

    Грозный экономический кризис, приведший к росту цен, сокращению рабочих мест и снижению уровня жизни, не смог, тем не менее, отбить у жителей Ингушетии тягу к прекрасному. Украсить окружающий мир декоративными растениями им помогает фермер из поселения Долаково Назрановского района Мурад Долгиев.
    Сам растениевод, садовод и животновод Мурад Долгиев не любит говорить о кризисе и считает, что его не следует бояться. Он вправе относиться к нему свысока, ведь сельский энтузиаст превратил некогда огромную мусорную свалку в успешное предприятие, продукция которого сегодня поставляется на Рублевку (местность к западу от Москвы с элитными застройками).

    — Люди, как и до кризиса, продолжают покупать цветы, кустарники. Следовательно, о хлебе насущном не приходится думать. Ведь если у человека не будет определенного достатка, то он не будет покупать цветы. А наши люди сегодня украшают свои дворы, разрабатывают ландшафтный дизайн. Различные эмбарго, наоборот, послужили толчком для укрепления экономики, собственного развития, — отмечает фермер.

    Об экономике Мурад Долгиев вправе высказываться не только как сельскохозяйственник, но и как член торгово-промышленной палаты РИ, заместитель уполномоченного по защите прав предпринимателей в РИ. Мурад Долгиев является руководителем и основным собственником СПК «Долаковское». Аббревиатура СПК — «сельскохозяйственный производственный кооператив» не случайно напоминает о названиях советских моделей производства. Мурад Долгиев является сторонником реанимации советских коопераций и вообще натурального хозяйства.

    — Считаю, что необходимо возродить кооперации. В советское время были такие закупочные пункты, куда хозяйки несли излишки продукции своего подсобного хозяйства. Эти излишки дальше попадали в сельскую кооперацию, которая пускала их на производство. Если бы это восстановить, то люди и сегодня охотно понесли бы в такой пункт, например, лишние яблоки, чем оставить их гнить в саду. А из собранных таким образом яблок кооператив сделал бы повидло, — подметил Мурад Долгиев.

    По его мнению, у каждой домохозяйки сегодня во дворе должно быть минимум 2-3 плодовых дерева, и она должна разводить кур и крупнорогатый скот.

    — Человек утром должен пробуждаться от запаха жарящихся пирожков с домашним творогом. А вместо них сегодня едят какие-то хот-доги. Вообще, люди в основном едят гадость. Я, например, ем исключительно местную говядину, помидоры и огурцы покупаю в соседнем селе, где местный житель в своих парниках выращивает овощи, — рассказал Мурад Долгиев.

    Вот с такого живописного входа начинается «Долаковское».

    Dolgiev2

    «Долаковское» — это успешное на сегодня предприятие, в питомниках которого разводятся не только декоративные цветы и кустарники, хвойные деревья, но и плодовые саженцы. Оно владеет собственным садом, где произрастают яблони, груши, абрикосы, сливы, персики, черешни. Причем отдельные  плодовые представлены несколькими сортами. Например, здесь выращивают яблони 15 сортов, груши и сливы – 4-5 сортов. Совсем недавно на территории сада прижился и саженец хурмы.

    За зеленым окружением расположилось офисное здание кооператива.

    Dolgiev5

    Собственный урожай здесь же перерабатывают в соки и повидло. Мурад Долгиев утверждает, что продукция реализуется без остатка.

    Яблоневый сад, из плодов которого и производят соки и повидло.

    Dolgiev6

    Таким же спросом пользуются цветы и кустарники, хвойные деревья. В «Долаковском» культивируют даже березу. Выращивают здесь также зерновые и картофель.

    Саженцы березы

    Саженцы березы

    — Среди цветов большим спросом в республике пользуются розы. Сегодня мы можем предложить 40 видов чайно-гибридных и голландских роз. Также интересуются хризантемами и бегонией. Среди кустарников больше берут тую, наверное, потому что она неприхотлива и хорошо приживается. Основной упор в нашем кооперативе делается на выращивание хвойных и плодовых саженцев, цветов, — рассказал фермер.

    На переднем плане цветы ириса, дальше – саженцы розы, за которыми растет туя.

    Dolgiev8

    Ферма занимает большую площадь земли — 200 гектаров. При кооперативе также есть животноводческая ферма на 200 голов крупного и мелкого рогатого скота.

    Dolgiev

    — В скором времени мы займемся массовым производством молочной продукции. Оборудование у нас для этого есть. Будем продавать сметану, творог, может, и домашнее сливочное масло, — отметил Мурад Долгиев.

    Многие работники фермы последовали примеру своего руководителя и завели собственное подсобное хозяйство. Среди них – местные жители и украинцы-беженцы, для которых Мурад Долгиев стал  достаточно либеральным управленцем. К подчиненным он относится по-отечески.

    — Постоянных работников у нас всего 20 человек. Многие уже ведут хозяйство, имеют одну или несколько коров. Зарплату я выдаю по их усмотрению – ежедневно, еженедельно или помесячно, даю и аванс. Большинство же работников приходят к нам на сезонные работы, — рассказал Мурад Долгиев.

    Фермер ввел необычный вид оплаты за свою продукцию. Если покупатель, например, сам откопает саженец или соберет плоды с дерева, то ему предоставляют скидку к их стартовой цене.

    Сегодня продукция «Долаковского» реализуется как в республике, так и поставляется оптом в соседние регионы, Москву. Мурад Долгиев уверен, что для успеха необходимо постоянно трудиться. Сам признается, что его рабочий день начинается в три часа утра. В это нельзя не поверить, посетив его собственный дом в Долаково, где он также развел фруктовый сад и украсил усадьбу цветами, хвойными деревьями и кустарниками. Фермер особенно дорожит голубой елью, которую он отказался продать даже за очень крупную сумму денег. Он не смотрит телевизор, не любит Интернет, считая их вредоносными. На досуге он интересуется историей. По его собственному заверению, является самым сведущим по сражению долаковцев с войсками белого генерала Деникина, состоявшемуся в 1919 году в ходе Гражданской войны.
    — Как-то раз ко мне приехал ингушский журналист, а здесь вблизи находится стела. Он спросил меня о том, чему она посвящена. А я тогда не смог ответить на это, за что мне стало стыдно, и с тех пор я начал собирать всевозможную информацию о стеле. Сегодня об этой стеле, посвященной тем, кто отразил нападение деникинцев, я могу рассказать лучше всех, — отметил Мурад Долгиев.

    В данное время он уже готовится к столетию исторического боя, продолжает собирать материал и хочет в скором времени выпустить альманах.

    Мурада Долгиева единственно удручает перекопанная рядом дорога и вымерший контрольно-пропускной пункт. Прямо перед «Долаковским» пролагает асфальтированная трасса, соединяющая ингушское село с Северной Осетией. Но вот уже три года дорога оборвана огромным рвом.

    Dolgiev4

    — Я, например, часто езжу в Нальчик, где у меня также находится дом. Из-за того, что дорогу перекопали, я несу финансовые и моральные убытки. Мне приходится делать огромный зигзаг, проделывая путь в 5-6 раз больше протяженностью. И никак не оживет КПП, который, практически, находится в нашем дворе. В будку КПП я проложил свет, газ, воду, в надежде на то, что пункт все же заработает. Насчет дороги обращался во многие инстанции, недавно отправил обращение Льву Кузнецову, теперь жду ответа, — сетует Мурад Долгиев.
    Dolgiev3