• Физическая культура и спорт у ингушей

    151 7

    Ингуши имеют национальную культуру, базирующуюся на вековых традициях и обычаях, в том числе и на физической культуре. Физическая культура и спорт различных периодов истории показывают господствующие в обществе духовные установки, принятые нормы воспитания, морали и этики, т.е. отражают ту систему ценностей, которая тем или иным образом является руководящим принципом членов общества. В системе физического воспитания главную роль играло воспитание дисциплинированности, мужества, выносливости, трудолюбия и военного искусства.  

    Богатейшие традиции физической культуры и спорта на Кавказе нашли отражение в Нартском эпосе. Это древнейший памятник устного народного творчества. По мнению Е.И.Крупнова, время его создания относится к началу 1 тыс. до н.э. Героические легенды о нартах придавали населению общность духа. Наивысшей похвалой человеку в ингушском обществе было сравнение его с нартом: «Эй, нарто!» (Ч.Ахриев). Нартский образ заключал в себе — кодекс чести горца и, в какой-то степени, предопределил черты национального характера, менталитет и этико-эстетические идеалы народа.

    Устное народное творчество ингушей говорит о древних традициях физической культуры, силы и мужества: «Колой Кант приставлял к пещере плоский камень, который могли передвинуть только шестьдесят человек. Он же сам одной рукой ставил его»; «Колой влез на вершину горы и поставил один на другой три камня громадной величины»; «камень длиною в человеческий рост и шириною в три локтя Ханой Хинг поднял на грудь и без остановки поднялся в гору»; «Орцха Къарцхал был богатырь: руками крутил мельничное колесо и, наложив путы на коня, один поднимал его с земли». В преданиях говорится о том, что в горной Ингушетии с незапамятных времён были развиты стрельба из лука и коневодство, бег с препятствиями с горы и в гору. В Салгинском ущелье «было место, где молодёжь соревновалась в силе. Там на склоне горы торчал высокий камень. Молодёжь веселилась тем, что разбежавшись вниз по склону, перепрыгивала через этот камень. Ханой Хинг сбегал не по склону вниз, а, наоборот, взбегал наверх и перепрыгивал через этот камень» и т.д.

    Интересные сведения о физическом воспитании горцев даёт этнографическая литература. О самых ранних этапах истории традиционных игр и физическом воспитании имеется скудная информация. Косвенно, но имеют отношение к данному вопросу известия древних и средневековых авторов (Геродот, Страбон и др.), оставивших сведения о военных походах. Византийские и закавказские сообщения интересны своими сведениями о физической культуре народов Северного Кавказа. Традиции физической культуры и спорта на Кавказе имеют другие корни. Исследования говорят о том, что соревнования по различных видам спорта на Кавказе проводились издревле, во II веке состязания среди горцев проводились с награждениями (Леонтович Ф.И).

    О развитии физической культуры и спорта среди ингушей пишут С.Броневский, А.Зиссерман, Ф.Леонтович и др. В начале ХХ века появились труды Л.Семёнова, Е.Крупнова, Б.Далгата, в которых имеется информация по интересующему нас вопросу. О своеобразии игр и физической культуры у народов Кавказа пишет Л.Пасынков в работе «Быт и игры кавказских народов». Значительную информацию о традиционных видах спорта содержит монография К.Тайсаева «Этнография традиционного спорта у народов Северного Кавказа», работа Ю.Семёнова «Союз мужской». О юношеских праздниках у народов Северного Кавказа пишут исследователи Ю.Ю.Карпов, Е.М.Шиллинг, Г.П.Снесарев, Л.В.Верданян, С-А.М.Аслаханов, А.Краснов, И.И.Джамбулатов, С.А.Хасиев и др.

    С детских лет перед каждым мальчиком ставилась цель — вырасти сильным, мужественным, как отец, брат (старший), или как известный человек в округе. Так уже сложилось, что каждый мальчишка в свой адрес желал получить характеристику: «Къонах ва», т.е. мужчина. С этим ощущением он рос и мужал, равнялся на достойных мужчин из народа.

    Физическое воспитание начиналось с люлечного возраста с закаливания детей, упражнений для рук и ног, массажей. В возрасте от 1 до 3-5 лет физическое воспитание детей ограничивалось детскими играми и забавами. Практиковалось обучение плаванию, танцам. Взрослея, дети посещали спортивные соревнования, помогали ухаживать за лошадьми, скотом. В эти же годы нередко детей учили верховой езде.

    Физические упражнения усложнялись для детей постепенно.

    Были известны детские логические и подвижные игры: «леч1къоргах ловзар» (игра в прятки), «тялгах ловзар» (игра в городки), «хьалхавоаларгах ловзар» (бег на перегонки), «бурчолг» (игра в качели), «ховлеш-довзалеш» (загадки), «к1оанолгаш» (анекдоты). Мальчики увлечённо играли в такие игры, как «куллах ловзар» (игра в чижик), «к1ожолгаш т1а лелар» (передвижение на ходулях), «г1олгех ловзар» (игра в альчики), «кхер кхоссар» (метание камня), «б1арех ловзар» (игра в орехи), «бургацах ловзар» (игра в самодельный мяч). В игры «т1аршингах ловзар» (игра в камешки), «тениках ловзар» (игра в куклы), «йилбаза баргал» (чертовы путы, головоломка) и другие играли девочки» (С.Мерешков). В зимнее время было катание на лыжах и салазках — «ког-соалозаш хахкар». Лыжи и салазки-полозки были найдены в горных сёлах Ингушетии – Эгикале, Алкуне и др. Изготовлялись лыжи из прочных пород деревьев: ясеня, дуба, чинары, кизила (Аслаханов С-А.М.). Горнолыжное искусство детей описал И.Базоркин в своём романе «Из тьмы веков». К зимним забавам относилась и игра «маркъилгах ловзар» (игра в деревянный волчок на ледяном катке).

    После 7-летнего возраста мальчики начинали владеть навыками обращения с ножом, кинжалом, стрельбой из лука и ружья. Они взбегали на крутые горы и быстро спускались с них. Дети бегали, метали камни, боролись, переходили горные реки по брёвнам, привыкали к перепадам температуры воздуха. 8-10 летние мальчики участвовали в соревнованиях по конским скачкам. Мальчики привыкали к большим физическим нагрузкам, и молча переносили их. Во многих играх и состязаниях девочки ничем не уступали мальчикам, особенно в верховой езде. По мере взросления детей усложнялись и их игры. Во время игр дети развивались не только физически, но и проявляли мыслительную активность, осваивали общественные правила поведения, формировали волевые качества характера. Физическое воспитание дополнялось рассказами о героических образах, мужественных и храбрых поступках людей.

    К 10-12 годам мальчика считали достаточно взрослым. Он уже нёс ответственность за свои поступки. Если до этого возраста могла прощаться слабость, то к этому возрасту плакать при трудностях, болях, считалось малодушием. Взрослые нередко провоцировали между мальчиками драки, чтобы они утверждались в силе и мужестве. Верховая езда сочеталась со стрельбой и джигитовкой. Мальчики плавали в горных реках. Важной задачей на этом пути было правильное формирование мускулатуры, роста, развитие силы, ловкости, быстроты, выносливости. К этому возрасту, помимо физических упражнений, мальчик должен был фигурой и статностью выглядеть красиво, уметь танцевать на носках.

    Продолжение следует