• И первым пересек границу

    О войне говорили, как о чем-то неизбежном. Даже зной давил на людей в то жаркое лето как-то по-другому — возбуждая некое предчувствие опасности, беды. Но неистребимая вера в лучшее выводила крестьян на поля — надо было жить. И уж никак не думал Гилани Мальсагов, что через два дня после его призыва в армию начнется война. Но, видимо, на роду было так написано.Его как тракториста направили вместе с товарищами в город Сормово Горьковской (ныне Нижегородской) области на курсы механиков — водителей танков. Свой первый бой Гилани Мударович принял под Кур­ском в составе 255-го от­дельного танкового полка. А дальше дни были похожи один на другой. Нескончаемые атаки фашистов и с воздуха, и с земли изматывали бойцов донельзя, но не могли поселить в их рядах смятение и страх.

    Для тысяч врагов советская зем­ля стала последним приста­нищем. Не миновали пули и наших воинов. В январе 1942 года Мальсагова тя­жело ранило в ногу оскол­ками от разрыва снаряда. Некоторые и по сей день сидят в ноге старого солда­та и нет-нет да напоминают о себе ноющей болью.

    Тяжело вспоминать те го­ды, но память подсказывает все новые и новые эпизоды из фронтовой жизни. За ликвидацию десанта, выбро­шенного немцами в брян­ских лесах, особо отличив­шихся танкистов наградили многими орденами и медалями. Гилани Мударовичу напоминает об этом сраже­нии медаль «За отвагу». Кровопролитными были бои за польский город Радомск.

    — Разведчики донесли о том, что там прочно засели фашисты, — вспоминает ве­теран, — мы получили при­каз обойти город с двух сторон и мощным ударом с тыла выбить фашистов. Не ожидавшие этого маневра немцы, понеся тяжелые по­тери, оставили город. Не­увядаемой славой покрыли себя бойцы 53-й танковой бригады. Помню, три наших танка, посланных в развед­ку, оказались отрезанными от основных сил, — расска­зывает Гилани Мударович. — Немцы вели с высотки прицельный огонь…

    В этот тяжелейший мо­мент экипаж гвардии стар­шего сержанта Мальсагова огнем с фланга вывел из строя орудия врага и дал возможность своим товари­щам отойти.

    Танк Мальсагова Гилани первым ворвал­ся на территорию Германии, бесстрашно разя врагов. В газете «Красная звезда» по этому поводу появилась за­метка за подписью гвардии капитана Исаева, в которой говорилось: «Танк механика-водителя гвардии старшего сержанта Мальсагова пер­вым пересек границу Герма­нии. В жестоком бою, пока­зывая чудеса храбрости, он подавил своей машиной четыре вражеских орудия»». За этот подвиг Гилани Му­дарович был награжден ор­деном Красного Знамени.

    В 1945 году за освобождение городов Оппельян, Бреслау, Бунцлау и многих других Верховное Главнокомандо­вание в очередной раз объ­явило Мальсагову благодар­ность. Позже он был на­гражден орденом Красной Звезды. Гилани Мударович награжден также многими медалями.

    Закончилась война. Гвар­дии старший сержант Маль­сагов перед демобилизацией получает письмо с недоброй вестью о том, что чеченцы и ингуши высланы из род­ных мест. Ему ничего не остается, кроме как отпра­виться сразу же в Казахстан. Нет слов, чтобы рассказать о доле вайнахов, де­портированных тогдашним руководством страны.

    Не в состоянии все это видеть и терпеть, считая, что Сталин не знает о творимых безза­кониях, несмотря на все предостережения Гилани пишет ему письмо. После чего его арестовывают, предъя­вив чудовищное обвинение: антисоветская агитация в 1949—52 гг., пропаганда, направленная на подрыв со­циалистического строя и т. д. Приговор: десять лет тю­ремного заключения и пять лет поражения в правах. Освободили Гилани Мударо­вича после смерти Сталина с восстановлением всех зва­ний и наград.

    В прошлом легендарный танкист, ныне пенсионер Г. М. Мальсагов принимает посильное участие в обще­ственной жизни Грозного. Наверное, многие обращают внимание на старичков, си­дящих в «полежаевском» сквере либо по краям пло­щади имени Ленина на ска­мейках. Они ведут тихие стариковские беседы, чита­ют газеты и мало кто знает, что среди них частенько можно увидеть и Мальсаго­ва Гилани — очень мирно­го, домашнего дедушку, не­когда заставлявшего врагов трепетать одним только ви­дом своего танка.

    И. Мержоев Газета «Голос Чечено-Ингушетии», № 89 от 9 мая 1991 г.

    От редакции. Мы не знаем, жив ли Гилани Мударович Мальсагов. Но уверены, что жителям нашей республики будет полезно знать о том, что именно танк их земляка первым пересек государственную границу Германии, что наши отцы и деды внесли решающий вклад в разгром немецко-фашистских захватчиков в самой кровопролитной войне 20 века.