• Ингушетия выходит на новый уровень оказания медицинской помощи

    135 7В Ингушской республиканской клинической больнице впервые провели операцию аорто-бедренное шунтирование и пластика периферических артерий. Уникальная для республики операция удалась специалистам Центра сердечно-сосудистой хирурги. До этого подобные операции в республике не выполнялись. 

    72-летний пациент Муса Коригов поступил в больницу с острыми ишемическими болями в нижних конечностях. После проведённого обследования стало ясно, что ситуацию спасти можно только операционным путем. Несмотря на то, что многие врачи рекомендовали вывезти больного за пределы республики, врачи-хирурги, во главе с заведующим Гириханом Чемурзиевым  решили, что в состоянии сделать её сами. Центр располагал всеми необходимыми условиями для её успешного проведения. Современный диагностический аппарат ангиографии, операционная, оборудованная по евро-стандарту, самый лучший пересадочный материал, бригада врачей, знающая технику проведения операции и уверенная в благополучном исходе. Помимо заведующего отделением в группу оперирующих хирургов вошли молодые специалисты — Абукар  Торшхоев и Хяди Гойгова. Операция была проведена на самом высоком уровне. Через две недели больной выписался домой в хорошем состоянии.

    Радует тот факт, что к такой уникальной операции причастны и молодые специалисты. С одним из них – Абукаром Торшхоевым у нас и состоялась беседа.

    Абукару Торшхоеву 27 лет, окончил Дагестанскую медицинскую академию, и свои практические навыки отработал в ставропольском Региональном сосудистом центре. Год интернатуры и два года ординатуры, которые он окончил с отличием, Абукар посвятил именно этой области медицины. В 2014 году, как член Международной ассоциации кардиохирургов, он проходил месячную стажировку в Стамбуле, в Клинике университета Джеррах Паши.

    — Операция была достаточно стандартная для крупных специализированных федеральных клиник, — признаётся Абукар, — просто для республики это было новаторство. Для осведомлённых, операция называется — «Линейная аорта. Глубоко-бедренное шунтирование. Имплантация поверхностно-бедренной артерии». Говоря простым языком, артерии забиты атеросклеротическими бляшками, как следствие нарушено кровоснабжение, что чревато осложнениями разного характера. Предстояло прочистить сосуды и частично наложить протез. Что мы и сделали. Были разные мнения по поводу того, делать операцию у нас или нет. Заведующий Гирихан Чемурзиев принял правильное решение, несмотря на скептиков, которые предлагали вывезти больного за пределы республики, операция прошла в нашем центре. Мы были уверены в себе, хотя любое оперативное вмешательство – это всегда риск. Чтобы избежать последствий, минимизировать риск для жизни пациента и добиться стойкого эффекта, была проведена тщательная предоперационная подготовка.

    Для Абукара Торшхоева эта операция стала своего рода боевым крещением в родной республике. Он всего месяц как приступил к работе. Хотя в центре, в Ставрополе ему приходилось проводить самостоятельно разного рода операции на сосудах нижних конечностей.

    — Стать врачом я решил сам, — говорит Абукар. — Так уж вышло. Может быть,  поспособствовало  то, что старший брат работает хирургом. Не знаю. Но вот направление в медицине выбрал осмысленно. По смертности и инвалидности  сердечно-сосудистые заболевания стоят на первом месте по всему миру, так что здесь есть чему поучиться, и работы у нас непочатый край. Учитывал и то, что в нашей республике дефицит кадров в этой области, а за пределами Ингушетии работать я не планировал. Само собой разумеется, в крупных центрах и опыта набираешься лучше, и работать там легче. Но без пафоса скажу, хочется отдать свои силы для развития нашей хирургии. Кто, если не мы сами, будет отстаивать достойно её рубежи.

    Работать качественно там, где ты востребован —  это, конечно же, было делом чести для Абукара, и поэтому он знал, что для этого нужны знания.

    — В Ставрополе меня курировал прекрасный врач, профессионал своего дела Гоча Иванович Билянов — сердечно-сосудистый хирург, — говорит он. — Я ему безмерно благодарен за то, что он сделал для меня, можно сказать — из меня. Всё что я сегодня умею «делать руками» (это его фраза), благодаря его каждодневным наставлениям. Он любил повторять: «Теория это хорошо, но хирургу нужно научиться работать руками». Мы практически не выходили с операционной с утра до вечера. Поток больных был огромный, так что опыта набираться было не проблемно, особенно, когда рядом такие специалисты. У Билянова была установка: «Если больной не ушёл от вас с положительной динамикой, значит, вы не состоялись как врач». И ещё: «Стать хорошим врачом можно только в единстве профессиональных и личностных качеств, а если ты устал, стал срываться на больных, значит надо менять профессию». Я согласен со всеми его установками и взял их себе на вооружение.

    Коснулись мы в беседе с Абукаром и череды негативных событий в нашей республике, связанных с врачебной деятельностью, где он высказал  своё мнение.

    — Врач ты или пациент, этикетные отношения друг к другу должны быть нормой в обществе, — говорит Абукар. — Сегодня, несколько предвзятое отношение стало обыденностью с обеих сторон. Нетерпимость проявляют и те, и другие. Что касается несчастных случаев по некомплектности медицинских работников, то тут выводы делать огульно нельзя, надо разобраться в каждом случае отдельно. Несчастные случаи в медицине неизбежны, они  происходят и в силу объективных причин. Другое дело халатность и грубость врачей. Эти понятия недопустимы для медработников, даже преступны. Но нельзя забывать, что врачи тоже люди. Только через приёмный покой республиканской больницы в день проходят 130 -150 больных, среди которых встречаются и крайне тяжёлые по состоянию здоровья, и крайне неадекватные. Зачастую бывает, что на врачей буквально «напирают», грозятся расправой. А вы подумайте, сколько сил нужно потом, чтобы взять себя в руки и вернуться к своей работе. Это, действительно, серьезная психологическая проблема. Больные, их родственники порой не прислушиваются к советам медиков, а потом перекладывают всю ответственность на медицину. Но это, всё же, не снимает ответственности с медработников. Однако стоит помнить, что врач и больной являются партнерами в борьбе с болезнью, и что выздоровление наступает в результате совместных усилий.

    Абукар Торшхоев, молодые специалисты, опытные врачи, медицинские работники – все они стоят на страже нашего здоровья. Давайте не скупиться на слова благодарности, зачастую они тоже нуждаются в поддержке своих подопечных. Думается, что для большинства «Клятва Гиппократа» понятие не устаревшее, и не утратившее своё значение. В завершение же хочется вернуться к теме, с которой мы начали нашу беседу.

    В республике проведена на высоком уровне операция, которую до этого делали только в специализированных центрах. А это яркое свидетельство того, что Ингушетия выходит на  новый уровень оказания медицинской помощи.