-
«Ингушский драматург» Михаил Булгаков
Хусейн Плиев Дугархан Кодзоева | 15.05.2016 |К 125-летию Михаила Афанасьевича Булгакова
В своем письме от 1 февраля 1921 года двоюродному брату Михаил Булгаков писал: «Я запоздал на 4 года с тем, что должен был давно начать делать – писать». Постановка первого спектакля по пьесе «Самооборона» будущего писателя с мировым именем была осуществлена участниками ингушского самодеятельного театрального кружка во Владикавказе.
В Ингушетии издревле умели жить, созидать, творить и строить, как уникальные башенные комплексы из камня, так и духовные башни народа, ставшие частью истории и культуры многонациональной России. Во все времена ингушский народ тяготел к театрализованным представлениям с включением элементов игры этического, эстетического, духовно-нравственного начала. Потому, в самые сложные для российского государства двадцатые годы прошлого столетия, в становлении которого ингуши принимали активнейшее участие, передовая интеллигенция Ингушетии, по поручению правительства, приступает к созданию театра, как очага культуры, так необходимого для духовного развития народа.
Еще в газете «Горская беднота», в 1920 году была опубликована статья «Нужно создать театр для горцев», в которой, в частности, отмечалось: «Это первейшая задача работы в области искусства среди горских народов. Но как ее осуществить? При отсутствии письменности и своего драматического творчества, задача эта труднейшая».
Студенты Владикавказского драматического кружка играли самые первые пьесы в будущем известного писателя и драматурга Михаила Булгакова, который волею судьбы оказался весной 1920 года во Владикавказе. О пробе пера, со свойственным ему юмором и сарказмом, Михаил Афанасьевич пишет в своих «Записках на манжетах». Во Владикавказе он работает заведующим подотделом искусств вместе с Тамарой Укуровой-Мальсаговой, сотрудницей Ингушского отдела народного образования. Проживая в гостинице по соседству с ингушским театром, вдохновленный игрой артистов, энтузиазмом и горским темпераментом, узнав о драматургическом голоде данного коллектива, сам находившийся в тот период финансовых затруднениях, Булгаков пишет пьесу «Самооборона», которая имела успех у зрителя.
Очевидцы тех лет рассказывали, что порой, наивный и принимающий сценическое действо за правду зритель, в сцене драки хватался за оружие, становясь на защиту обездоленных. И тогда автор пугался горского темперамента, но игра артистов завораживала его.
Пьеса «Самооборона», содержание которой подсказала сама жизнь, написана автором о жизни горожан в революционной суматохе, подвергающей их ежеминутной опасности. И небольшой городской квартал решается защищать свои дома, скарб от мародеров и бандитов, установив ночные дежурства. По очереди каждый вечер они стоят на посту, и, когда нужно дежурить молодой девушке, ее страхи от ночной темноты и приставаний случайных ухажеров, писателем выписаны с юмором и игралась сцена актерами комично.
Тогда же первыми профессиональными артистами были два петербуржца Федоров и Богуславский, любители Яков Пенкович, братья Мальсаговы, Марьям Кодзоева, Ахмед Горбаков, Нина Альтемирова, Магомед Ханиев, Нина Бекбузарова и другие.
Актерская труппа выезжала в города и села Ингушетии со спектаклями и имела успех у зрителя в Кескеме, Базоркино (Чермене), Насыр-Корте, Кантышево и многих других населенных пунктах. В то же время во Владикавказе открывается Народный университет и драматическая студия. Именно здесь, надо полагать, Булгаков распрощался с профессией врача и, поверив в себя, занялся литературной деятельностью, а для Ингушетии это пора явилась первой ласточкой в развитии театрального искусства.
Надо отметить, что ингушской труппой ставилась еще одна пьеса Булгакова «Сыновья муллы». Также комедия Абдул-Гамида Гойгова «Поминки» и пьеса неизвестного автора «Пламя» принимались зрителем на «ура».
Серьезно осложняло задачу воспитательной и театральной работы отсутствие национальной драматургии, режиссуры, начало всеобуча на русском языке из-за того, что население не знало его. Назрела необходимость создания ингушского алфавита, которым занялся известный литературовед и театральный деятель Заурбек Мальсагов.
В 1923 году на латинской основе создается ингушский алфавит и начинается новый отсчет времени, выразившийся в издании 1 мая газеты «Сердало» — «Свет». С появлением своего алфавита, стали писать и издавать буквари, учебники, книги для чтения на ингушском языке. Это был небывалый прорыв и в ингушской драматургии: «Культармейцы» Х. Муталиева, «Салихат» О. Мальсагова, «Мюрид» А. Шадиева и М. Гайсанова, «Знахарка», «Классовая борьба в ауле» М. Дахкильгова, «Похищение девушки», «Месть» З. Мальсагова и многие другие. Эти произведения были напечатаны в газете «Сердало» в разные годы, а «Похищение девушки» Заурбека Мальсагова издавалась в типографии Наркомпроса Горской Республики в 1923 году во Владикавказе.
Студенты Ингушского педагогического техникума во Владикавказе тех лет были серьезно увлечены театром, об этом пишет автор знаменитого романа-эпопеи «Из тьмы веков» Идрис Базоркин: «В каждом учебном заведении у нас были кружки. В 1924 году во Владикавказском педагогическом техникуме было около 90 участников различных кружков. Действовали свои «синеблузы», агитбригады, вольные движения. В нашем литературно-драматическом кружке мы делали композиции о декабристах. Когда работали над спектаклем, ходили в русский профессиональный театр и одалживали костюмы. А при постановке пьесы З. Мальсагова «Месть» костюмы готовили сами, так как материал был чисто местный, так же было и с «Похищением девушки».
Созданное в 1923 году литературное общество, возглавляемое Заурбеком Мальсаговым, Темботом Бековым, а после Абдул-Гамидом Гойговым, Дошлуко и Орцхо Мальсаговыми, оказало огромную помощь в становлении ингушской литературы и драматургии в целом.
«Если бы смысл театра был только в развлекательном зрелище, быть может, и не стоило бы, класть в него столько труда. Но театр есть искусство отражать жизнь», — сказал Станиславский. Ингушскому театру более 90 лет и создавался он, благодаря истинным патриотам, неутомимым борцам за развитие национального искусства, к числу которых по праву можно причислить и Михаила Булгакова. Ингушское театральное искусство пережило взлеты и падения, притеснение и даже забвение, когда народ был депортирован в 1944 году, но театр жив, пока у него есть благодарный и чуткий зритель.
Рубрики: Культура
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |