• Иррациональные методы лечения у ингушей

    Заболевания, вызванные неясными причинами и не поддающиеся лече­нию рациональными средствами, всегда связывали со сверхъестественными сила­ми и лечили религиозно-магическими средствами (заговоры, снятие сглаза, порчи и т.д.). К таким болезням относили нервное расстройство (боча лазар), сглаз (б1арг хилар), стресс (хьам балар), наведение порчи (вихка хилар), болезнь джинна (джинни лазар) и др.

    При иррациональных спосо­бах лечения ингуши придавали немаловажное значение природным камням. Так, камни с естественными отверстиями использо­вались в качестве амулетов. Считалось, что сердолик предохраняет от опас­ности, и потому, вырезав на нем имя, камень носили в качестве перстня. Этим минералом на Кавказе лечили и раны, полученные от холод­ного оружия, по свидетельству исследователя Г. Чурсина.

    Считалось также, что богатые серебряные нагрудники, сер­долик и агат оберегали женщин от воздействия вредоносных сил. Бусы и ук­рашения из разных камней обладали охранительными свойствами.

    Часто в склепах и гробницах горной Ингушетии обнаруживаются «глазные бусы», т.е. бусы с темным пятном. Эти бусы, по поверьям, ограждали от дурного глаза. Горцы ве­рили, что камень «акик» (разновидность сердолика) предохраняет от коз­ней врагов, он же способствует легкому разрешению при родах; агат, растолченный и разбавленный в воде, дезинфицирует боль­ные участки тела и излечивает раны от укуса животных и ядовитых насеко­мых; бирюза лечит глазные болезни; янтарные бусы излечивают эндокринное заболевание – зоб, и т.д.

    По народ­ным представлениям, в качестве оберега от «дурного глаза» использовали изображение кисти руки, этот амулет обнаружен в культуре многих народов. Возможно, изображение руки с раздвинуты­ми пальцами на известковой облицовке древних строений (башен, склепов, святилищ) в селениях Хамхи, Пуй, Эрзи, Бархин и т.д. тоже является своего рода оберегом, считает исследователь М. Ужахов.

    Для снятия сглаза распространено было и окуривание, считалось, что дымом можно вынести сглаз и снять порчу. У ингушей существовали различные приговоры-ублажения (лазар хестор), что означает «ласкать болезнь» с целью ее изгнания.

    Существовала у наших предков и вера в охранительную силу железных предметов. По поверьям, шайтан убегает от железа и стали. Железную подкову прикрепляли к воротам со стороны улицы или вверху столба. Если новорожденный ребенок оставался в помещении один, в колыбель клали нож или ножницы.

    Сохранилось поверье о том, что на то место, где упал человек, немедленно нужно вбить гвоздь и произнести заговор с целью предостережения от других несчастий. Прежде чем ввести невестку в новый дом, вносили железную (в прошлом медную) вещь.

    Эффективным методом очищения дома от злых духов считалась стрельба из ружья. Стреляли из ружья в день свадьбы, отпугивая злые силы и охраняя от сглаза невесту; с целью защиты роженицы и т.д. Оберегами служили также растения и де­ревья: чеснок, красный перец, ветка ореха и др.

    Древние ингуши целый ряд болезней воспринимали как нака­зание человеку за недобрые поступки или помыслы: невыполнение своего долга или данного слова, произнесение проклятия, плохие поступки и т.д.

    Рекомендовали наши предки беречься от болезней во время заката солнца и в темное время суток. Нежелательным считался сон на закате солнца. По народным поверьям, в дремучих лесах, недоступных местах, старых разва­линах, рядом с мусорными свалками обитали злые духи, способные наслать на человека болезнь.

    Народная медицина ингушей имела многовековую традицию. Истоки ее восходят к глу­бокой древности. Распространение ислама способствовало слиянию тради­ционных способов лечения болезней с лечебными методами мусульманского врачевания, при этом ингуши сумели сохранить значительную часть народ­ных методов лечения.

    Источник: этнографический дневник доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой