• Искусство войлочного ковроделия: из прошлого в настоящее

    190 2

    На протяжении веков кавказские народы изготавливали различные войлочные изделия, но особенно славились узорные  войлочные  ковры.

    Войлочное ковроделие было развито у ингушей издревле. Из войлока делали утилитарные вещи, необходимые в быту. Войлок (ферт; сваленная шерсть) использовали в народной медицине, войлок широко применялся во многих традиционных обрядах, в том числе семейно-бытовых, свадебных и религиозных. В искусстве войлочного дела особое место занимали истинги — орнаментированные ковры.

    Во все времена истинги представляли эстетическую ценность. Интересно отметить тот факт, что в последние десятилетия независимо друг от друга, ингуши — учёные и художники, любители и бизнесмены, живущие в своей республике, в центральных городах, в Грузии и Турции одновременно обратились к этому искусству.

    Сам процесс изготовления истингов был знаком многим женщинам. Для изготовления ковров, делали отдельные войлочные полотна (фертаж) разных цветов, затем по лекалам вырезали рисунки и, меняя по цветам, вшивали в полотна других цветов. Получалось столько ковров, сколько было подготовлено разноцветных полотен (2-4). Естественно, красота ковра, подбор орнаментов и рисунков зависели от художественного вкуса мастерицы от того, насколько сама она гармонична в мире, в котором живёт, понимает природу и видит красоту. Орнаменты на войлоках несли в себе символическую информацию и были отражением этико-эстетических понятий горцев. Это могли быть рисунки из элементов растительного и животного мира, из природных явлений: роговидные орнаменты, солнце, звёзды, геометрические фигуры, солярный знак. Аппликационная  техника  узора, которая была известна среди ингушских мастериц, передавалась по наследству. К примеру, моя бабушка Эсет Шутурова лекала этих узоров хранила и в Казахстане в годы депортации, и привезла их с собой на Кавказ и использовала в рукоделии.

    Редкие экземпляры таких войлочных орнаментированных ковров, которые были увезены мухаджирами с собой в Турцию в Х1Х веке, сохранялись в их семьях как реликвии. Живущие в Грузии кистины (так ингушей издревле называли в грузинских источниках), долго хранили семейные истинги. При этом непременно помнили  имя  автора работы. В годы депортации ингушей (1944г.) те, кто смогли увезти с собой свои ковры-истинги и традиционные серебряные украшения, не торговались ими даже под угрозой голодной смерти. На 1992 год пришёлся последний удар в потере многочисленных материальных ценностей, когда в результате изгнания из Пригородного района, у многих ингушей пропало почти всё имущество.

    В 30-х гг. ХХ века учёные-исследователи, находившиеся в составе археолого-этнографических экспедиций в горной Ингушетии, фиксировали такие ковры. Позже И.Щеблыкин издал книгу, в которой было описание этих ковров. Большая работа была проведена художником Гази-Магомедом Даурбековым, который побывал во многих сёлах и семьях Ингушетии, зарисовывая ковры-истинги. Увлечённо вплоть до депортации народа (1944 г.), и после возвращения на Родину (1957 г.), он  делал  зарисовки этих ковров.

    Искусство войлочных ковров ингушей вызывали интерес у многих советских учёных, в том числе Евгения Крупнова, Мурада Базоркина, Хасолта Акиева и др. Орнаменты с ковров, нарисованные историком Мурадом Базоркиным, были сданы в Чечено-Ингушский государственный музей краеведения, где они пропали в 90-х гг. ХХ века. В 1978 году в г.Грозном вышел каталог под названием «Декоративно-прикладное искусство Чечено-Ингушетии», в который вошли рисунки, часть из которых были зарисованы Г-М.Даурбековым.

    Рисунки, имеющие сходство с зарисовками, сделанными до депортации и после возвращения Гази-Магомедом Даурбековым мы наблюдаем сегодня в старом альбоме «Г1алг1ай г1арчож.1924» (Ингушские орнаменты), который снова вернулся к ингушам, благодаря краеведу-любителю Гирихану Ахильгову. Альбом был создан в 1921-1924 гг. Зарисовки эти делались в рамках научных исследований в г. Владикавказе.

    Это я отмечала в своей статье о художнике «Мгновенье, запечатлевшее эпоху». Интерес к войлочному ковроделию и к орнаментальному искусству оставался для меня всегда актуальным. И потому я обратила внимание на это направление молодых учёных.

    Некоторые из ковров, с которыми работал Г-М.Даурбеков, сохранились в семьях потомков авторов этих ковров, в т.ч. Зины Даурбековой, большого ценителя народного искусства. Под рисунками ковров в старом альбоме сохранились имена авторов и населённых пунктов, в которых истинги были созданы. Это «Ахки-юртовский истинг», «Истинг из Буро» (Владикавказ), «Насыркортский войлок», истинги из сёл Мочхи-Юрт, Фалхан, Бейни и др. Орнамент ковра «Фалхан» мною вышит и имеется в моей этнографической коллекции.

    Альбом «Г1алг1ай г1арчож» был презентован на сайте Главы РИ, в Тбилиси во время выставки ковров Р.Ахильговой, в Ингушском госуниверситете во время этнографической выставки. Копию альбома, сделанную на хорошей основе, я подарила аспирантке Т.Дзауровой, которая занимается орнаментальным искусством в рамках диссертационной работы и готовится издать этот альбом.

    Приятным подарком для нас и для меня, в частности, стала книга «Истинг», изданная в Турции нашими соотечественниками — автором Эролом Елдыр и составителем Салманом Бештой (Ахриевым), в которую вошли рисунки и фотографии ковров-истингов, вывезенных ингушами и чеченцами-мухаджирами в Турцию в Х1Х веке. В этой книге более 90 видов ковров. Сбором материала для книги исследователи занимались более 25 лет.  Книга, изданная в хорошем переплёте, с исследованием, написанном на турецком языке, была презентована в Турции, Чеченской и Ингушской Республиках.

    Орнаментальное искусство войлочных ковров ингушей является сегодня объектом исследования. Изготовлением ковров-истинов сегодня активно увлечены мастера декоративно-прикладного искусства. Огромных результатов достигла в этом отношении Райшат Ахильгова, которая возрождает это искусство в соответствии со старинными орнаментами. Персональные выставки её работ проходили в нашей республике и за её пределами, в Московском Кремле и  музее Грузии.

    Это лишь обзорная статья о процессе возрождения старинного ремесла. Радует, что в частных коллекциях собирают эти ковры, на энтузиазме кто-то самостоятельно возрождает это ремесло. Но об этом позже.

    Интерес к этому древнему искусству даёт надежду на то, что древнее искусство ингушей переживёт века.