• Из дневников этнографа Бекхана Хабриева

    137 7В рубрике «Этнография ингушей» мы хотим поведать читателям о тех материалах, которые собирал Бекхан Хабриев – этнограф, общественный деятель и замечательный человек. Да, он был непохожий на всех, индивидуальный, самобытный. Я писала о нём статьи «Что мы знаем о нём», «Ни в себе он искал величие» в газете «Сердало» в 2007, 2013 гг. Тогда он делился своими полевыми материалами с другими, и у нас появлялись совместные публикации. Но он так и не успел издать многое из того, что собирал не смог систематизировать материалы, над которыми работал до последних дней жизни. Последние годы Бекхан много времени отдавал полевой этнографии. Где бы не находился, он записывал стариков, взывал всех – не терять самое драгоценное в нашей жизни — возможность фиксировать всё, пока живы свидетели уходящей эпохи — наши старики.

    Поисковый талант Бекхана Хабриева ещё ждёт своих исследователей. А для этого нужно публиковать его материалы. Некоторые из них (к сожалению) остались в его дневниках без выходных данных, т.е. источников информации. Бекхан прожил недолгую жизнь (1947-2013). Есть планы издать сборник статей и полевых материалов Бекхана Хабриева, где будут указаны выходные данные тех людей, которые делились с ним своими рассказами и материалами о жизни и культуре ингушей. Некоторые из них привожу в этом материале. Возможно, где-то они уже были им использованы.

    Любовь к Отечеству. Ингуши с детства прививали любовь к родному очагу, к земле отцов. И сегодня мы должны помнить о том, что каждый тейп должен беречь свое место в горах, свои башни. Иначе пропадем. Всевышний нам не простит. Молодежь должна знать своё прошлое, иметь правильное представление о богатстве. Наше богатство — это наше прошлое, это – наши башни, наша культура. Это наследство мы должны передать будущим поколениям. У нашей молодёжи должно быть самообладание, достоинство и самолюбие. Мой отец Юнус (отец Магомеда Цолоева) прожил 102 года. Умирая, он завещал: «Эсал ма хилаш» (Будьте достойными людьми!)».

    Родники в районе селения Цоли. Вокруг селения находились многочисленные родники, каждый из которых имел свое собственное имя: Шакл хьаст (Имя человека), Амар-чьож-хьаст (Озерное ущелье), Кхарт-чож-хьаст (Заборный склон), К1ейч-хьатар-хьаст (Белое пятно), Къурум меттар-хьаст (Имя человека), Ц1оли хьаст (Священный родник), Велтин хьаст (Имя человека), Цогал хьаст (Лисий родник), Кизгий хьаст (Имя девушки), Б1ара хьаст (Ореховый родник), Мелч битар хьаст, Саьй дукътар хьаст (Олений родник). Цоли-юрт — было священным и почитаемым селом.

    Плачущая скрипка. Рядом со святилищем с.Цоли росла священная груша. У этого дерева любил играть на скрипке Цулой Кант. Однажды Кант сидел у священного дерева и играл на скрипке, и неожиданно скрипка заплакала и жалобно сказала: «Придет время и опустеют горы и башни и только диким животным и птицам достанется родина ингушей. Пройдет время и люди медленно начнут заселять горы». Ошеломленный Кант, услышав пророчество скрипки, вскочил и в ярости воскликнул: «Пусть ты останешься без хозяина» и ударил скрипку о священное дерево.

    Каменная чаша. У святилища с.Цоли находилась каменная чаша, куда в древности ингуши наливали хмельное пиво и клали дары для Бога. У священного места нельзя было ругаться, иметь дурные мысли, нечистое тело, сказать грубое слово.

    Один из мужественных поступков Х.Орцханова: Нужно было спасать муталимов из горящего здания. Хизир решился это сделать. Нужно было добраться до складов. Там находилось более двух десятков казаков. Хизир бесшумно подошел к ним и сказал: «Я иду с миром, у меня один пистолет, вот он. Я пришел на переговоры. Вы окружены трижды плотным кольцом. Я вам гарантирую жизнь. Сохраните свои и наши жизни. Вы уйдете, вас будут сопровождать два человека. Ни один из вас не умрет». Казаки, хорошо знавшие цену слова Хизира, сложили оружие.

    Почитание лошади. Лошадь ингуши почитали. Без неё не представляли своей жизни видные мужчины. Дочь Хизира Орцханова рассказывала о том, что обычно перед радостным событием, отцу снилась его белая лошадь. Наутро он делал пожертвования. Часто это совпадало с радостью.

    Народная медицина. Шоули – сын Ферта, был сильным и мужественным человеком. Ферт в давние времена убил черкесского князя и, спасаясь от черкесов, пришёл в горы к г1алг1аям (ингушам). Г1алг1аи приняли его. Как-то Шоули пришёл домой после битвы, истекая кровью. Дома у него было корыто с человеческий рост. Он его выдолбил сам из ценного дерева. Приказал он жене сделать соляной раствор и лег в этот раствор. Такие процедуры он принимал каждый день. Постепенно раны зажили и через неделю ему уже стало легче.