-
Из истории рода Накастхой
Зейнеп Дзарахова | 09.10.2015 |(из полевого дневника Бекхана Хабриева). Каждый ингушский род имеет свою неповторимую историю, свои психологические особенности характера, присущие именно этому роду, неординарных личностей. Предания и то, что известно о накастхойцах, представляет неподдельный интерес. История рода Ньакьастхой мало изучена.
Селение Ньякасте расположено в затаенном месте. Находится в глубине горной Ингушетии у границы с Грузией на вершине горы, покрытой лесом. Но подобраться к нему незаметно невозможно. Оно расположено в девственной местности, очень великолепной своей дикой первозданной красотой, а полуразрушенные башни придают таинственность всему этому.
Из рассказов старейшин следует, что еще в XV веке предки Накастхой: мужчины и женщины ожесточенно сражались против завоевателей, и разгневанный Тимур приказал никого не щадить. Селение сравняли с землей, а уцелевшие люди бежали в спасительные горы. Углубившись, уставшие беглецы увидели прекрасную долину, альпийские луга и воспрянули духом.
Старейшины сказали: «Это место спокойное. Врагу сюда не забраться. Здесь хорошие пастбища. Нас сюда привела судьба. Богу угодно, чтобы мы здесь поселились». Они зарезали скотину, раздали саг1а (милостыню), и заложили селение. Располагалось оно у дороги, ведущей в Грузию, и потому получило название Наькъа-йисте (у дороги).
Построили башни, обнесли их каменной стеной, провели водопровод (остатки водопровода сохранились и по сей день). Мужчины Накастхой были храбрыми воинами, а женщины – мастерицами по золотому и серебряному шитью.
Грузины называли их Кистхой (Кистинцы). Владетели Грузии, враждовавшие меж собой, приглашали накастхойцев-кистинцев. Они не предавали и не были коварными.
В селении Наькъасте встречались и хевсуры, и ингуши для улаживания спорных вопросов, для примирения кровников. Благодаря терпению, сдержанности, мудрости посредников и старейшин села, многие сложные вопросы заканчивались благополучно, и устанавливался мир между враждовавшими сторонами.
Род Накастхой дал много ответвлений тейпа: Бичиевы, Гайсановы, Гарчхановы, Добриевы, Куркиевы, Накастоевы, Осмиевы, Тибоевы, Цоковы.
Род был большой и сильный. Хевсуры уважали своих соседей и старались не ссориться, а дружить с ними. Границей между Наькъастхой и хевсурами являлась гора Наькъасте-лоам.
У подножия ее находилось соленое озеро, которое контролировали хевсуры. Ингуши за право добывать соль платили хевсурам дань зерном. Вскоре накастхойцы отказались платить дань и силой забрали озеро.
В ХIX веке самым известным мужчиной рода Накастхой был Китыш-Боук. Он отличался невероятной силой, ловкостью, при крупном телосложении обладал молниеносной реакцией и замкнутым характером. Он даже с женой мало разговаривал. Детей у них не было. Жили они одиноко в башне на краю села. На своей неказистой лошади он преодолевал такие горные кручи, что удивлял бывалых горцев, не любил шуток и фамильярности. Как-то на свадьбе за вольную шутку он убил неосторожного шутника и его родственника. Соблюдая этикет кровника, он не показывался в селении на праздниках. Он мог ходить только на похороны и то – без кинжала. Кровники отказались простить кровь и поклялись убить его.
Однажды хевсуры, узнав, что мужчины ушли в набег, убив двух пастухов, угнали с пастбища скот. Старики пришли к Китыш-Боуку за помощью. Он согласился, но с условием, что кровники его не тронут. Они согласились, Китыш-Боук пригласил друга из села Голшпри. Перебравшись через горы, они перерезали дорогу похитителям. Застигнутые врасплох хевсуры были ранены и пленены. Китыш-Боука и его друга сельчане встречали как героев. Китыш-Боук вернул землякам не только скот, но и отомстил за кровь и защитил честь рода. А за пленных они получили выкуп скотом. Китыш-Боук отдал свою долю одиноким старикам и бедным.
Но позже кровники все-таки сдержали свою клятву и убили Китыш-Боука. Не сумев убить его в открытую, они уговорили жену Китыш-Боука, чтобы та подмешала в еду хмель. И когда он крепко уснул, она открыла дверь кровникам, которые убили Китыш-Боука спящим.
Его гибель ослабила род, на селение чаще нападали недруги, грабили и убивали людей. Накастхойцы не смогли уберечь своего лучшего воина и были за это наказаны. И сильные воины нуждаются в защите, их нужно беречь. Равнодушие и эгоизм всегда наказывается. Это хороший урок нашим потомкам.
Дибри-Джамбот Накъастхой. Историю о Дибри-Джамботе мне поведал Магомед – сын Юнуса Цолоева: «В 1944 году в соседнем селении Накъастхо жил Дибри-Джамбот Накъастхой, в народе его прозвали Джини Джамбот, он водил дружбу с джинами, его побаивались и уважали. К Джамботу приходили ингуши со своими проблемами: простыми и сложными. Джамбот, выслушав посетителя, удалялся в пустую башню и обращался с проблемным вопросом к стене. Стена отвечала Джини Джамботу, где пропавшая скотина и как решить спорный вопрос. Джамбот обладал даром предвидения, и его предсказания сбывались. Каждую неделю горцы собирались на пятничную молитву в горном селении Эгикал. Приезжал на молитву и Джамбот. После молитвы горцы обычно беседовали, обменивались новостями и всегда с особым вниманием слушали, что интересного скажет Джамбот. 90-летний Джини Джамбот – крепкий, сухощавый старик, с особенными пронзительными глазами, казалось, он видит тебя насквозь. Всегда спокойный, сдержанный.
Однажды он неожиданно громко и взволнованно обратился к ингушам: «Люди, в среду на нашу землю с небес придет бедствие, мы лишимся Родины, нас выселят в Сибирь, наша Родина опустеет, сделайте саг1а, помяните предков, зарежьте скотину и раздайте мясо бедным, и подготовьте все необходимое в дальнюю дорогу». Люди, возмущенные такими мрачными предсказаниями старца, не хотели ему верить и говорили: «Бог накажет Джини Джамбота. Куда мы в Сибирь пойдем, как мы оставим свою Родину. Он не имеет чести и совести (сий доацаш саг ва из). Плохой он человек, к нему нельзя ходить». Более разумные вспоминали: то, что раньше говорил Джамбот, сбывалось. Надо готовиться».
Рубрики: История
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 |