• Из истории собирания коллекций по этнографии ингушского народа

    Музейный предмет является основой любой музейной коллекции. Это движимый объект, изъятый из первоначальной среды в связи с его подлинностью и способностью характеризовать специфические особенности той среды и той эпохи, во взаимосвязи с которой он находился. В фондовых коллекциях и на экспозиции он приобретает новые связи с другими предметами, подобными ему или отличными от него. Тем самым он включается в определенный исторический контекст, позволяющий реконструировать прошлое народа. К сожалению, коллекции, характеризующие материальную и духовную культуру ингушского народа, представлены в музейных собраниях не в должной мере, в силу различных объективных и субъективных причин.Это касается не только коллекционных предметов в музеях республики, но и за её пределами. Причинно-следственную связь этой ситуации можно проследить, совершив исторический экскурс. Музейное дело в крае зародилось в 1897 г. с открытием в столице Терской области – Владикавказе – Терского областного музея, в котором в основном хранились разрозненные материалы из случайных сборов. Единственной ингушской коллекцией, хранящейся целиком, можно считать лишь 322 предмета из раскопок Ф.С. Панкратова у с. Алхасты Горной Ингушетии в 1913 году. В музее также были представлены достопримечательности святилища Мага-Ерды, которое находится близ селения Салги, на горе Мага-Те. Это могила святого Маго – эльгиц в виде домика, обнесенного оградой из камня. Достопримечательностями этого святилища были: древко от знамени, черный камень с пятью ямочками для испытания на зрелость мальчиков-подростков, святая книга Маго, а так же предметы могильных раскопок близ Эльгица. Собраны были эти ценности секретарем Терского областного статистического комитета Г.А. Вертеповым. Вместе с фотографией, сделанной им в те годы, музейные экспозиции были выставлены, по свидетельству исследователя Ф.Горепекина в особой витрине Терского областного музея.

    После революции, в 1918 году музей перешел в ведение Комиссариата народного просвещения и стал называться Домом науки и краеведения. В мае 1920 г. на базе музея с широким привлечением научных сил был создан Северо-Кавказский институт краеведения, а сам он стал именоваться Государственным научным музеем г. Владикавказа и подчинялся Музейному отделу Главнауки. С момента создания и до января 1928 г. этот музей был одновременно музеем двух автономных областей – Ингушской и Осетинской.

    После реорганизации Северо-Кавказского института краеведения фонды научного музея 5 января 1928 г. были разделены: одна часть была передана Ингушскому НИИ, другая часть – Осетинскому НИИ, третью часть институт увез в Ростов, где был создан краевой Музей горских народов Северного Кавказа. Он являлся научно-исследовательским учреждением, ставящим своей целью изучение исторического прошлого, быта, социальной культуры, демографии, экономики горских народов Северного Кавказа. В соответствии с целью основными задачами музея являлись: сбор, хранение, исследование, систематизация и экспонирование коллекций научного характера; ведение просветительской и популяризационной работы. Для осуществления указанных задач музей имел право: пополнять свои коллекции за счет сбора, покупки и дарения музейных материалов; производить обмен и передачу в другие музеи и учреждения дублетов и материалов, не соответствующих задачам музея. Находился музей в общем ведении музейного отдела Наркомпроса РСФСР и непосредственно подчинялся Северо-Кавказскому краевому отделу народного образования. В 1931 году Краевой музей горских народов Северного Кавказа был переименован в Северо-Кавказский краевой музей горских народов им. большевика Муссы Кундухова. В 1936 году экспонаты музея были переданы краеведческому музею им. Праве в г. Ворошиловск (ныне город Ставрополь), где он находится и в настоящее время. С 2005 г. краеведческий музей преобразован в «Ставропольский государственный историко-культурный и природно-ландшафтный музей-заповедник им. Г.Н.Прозрителева и Г.К.Праве».

    После разделения музея на три части, в Ингушском музее остались в основном ингушские коллекции, не переданные в Ростов. Музей стал выполнять огромную научно- просветительскую работу. В его стенах проходили выставки, выпускались путеводители, привлекались к работе практиканты в целях создания новых кадров музейных работников. Народный комиссариат просвещения СССР в первой половине 1930-х годов отмечал высокий профессионализм сотрудников Ингушского музея краеведения и постоянную работу по патриотическому воспитанию трудящихся. В 1932 году Ингушский музей краеведения возглавил Х-Б. Ахриев – первый профессиональный ингушский художник. Под его руководством музей стал ведущим центром, в котором сконцентрировалась основная научно-исследовательская деятельность республики.

    Ингушский музей краеведения, за исключением коллекций естественноисторического отдела или отдела природы края, полученных от Терского областного музея, состоял из материалов новых поступлений, из года в год собираемых сотрудниками в области. Археологический и этнографический материал был связан с историей ингушского народа не ранее IX в. После объединения в 1934 г. Ингушской и Чеченской автономных областей Ингушский музей как самостоятельная единица еще функционировал. Ингушский областной музей краеведения в г. Орджоникидзе стал именоваться Ингушским районным музеем Пригородного района. Данные по археолого-этнографическим фондам музея были крайне скудны, отрывочны и противоречивы. Так, по одним данным, из Государственного исторического музея в 1938 г. в Ингушский музей поступил 71 предмет (оружие, бытовая утварь, фотодокументы), по другим – 77 предметов. При описании процесса ликвидации музея в 1939г. в одном случае указывается на более чем 4000 экспонатов, в другом – около 5000, отмечает в своих исследованиях археолог С.Бурков.

    Из материалов Макки Албогачиевой, кандидата исторических наук, научного сотрудника Музея Антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН (г.Санкт-Петербург).