• Мама научила её видеть руками

    milana hamchieva (1)

    Милана Хамчиева с детства видит мир только на ощупь, и о том, как выглядит её мама, она может говорить лишь ощущениями: добрая, заботливая и милая, «она мои глаза, мои ноги, моя душа, моё всё». Самый близкий друг, который научил её видеть не глазами, а руками.— Нужно же не просто назвать вещь, а описать её, сказать, как она выглядит на самом деле, — говорит Фатима, — показать величину, сказать какой цвет, какой запах. Вот это все нужно рассказывать.

    Что у Миланы проблемы со зрением, Фатима поняла сразу же после рождения дочери. Говорить и рассказывать, какие чувства она испытала, думаю, не стоит, каждый поймёт сам, если вникнет в эту ситуацию. Диагноз был уже поставлен, оставалось только учиться жить с этим. Фатима понимала, что от неё, от её терпеливого отношения ко всему зависит будущее дочери. Она оставила хорошую работу, свои интересы и полностью посвятила себя ей. Но всё же надежда на чудо маму не покидала, она терпеливо ждала, что современная медицина сможет помочь. Операцию обещали сделать в шесть лет.

    Так проходили час за часом, день за днём, год за годом. Несколько операций, которые девочка перенесла в свои шесть лет, не дали никакого результата. Надежда на восстановление зрения, хотя бы частичное, угасла уже навсегда. Фатима поняла это, хотя расстаться с мечтой было очень сложно, это был практически второй удар. Однако дальше жить надо было по новым установкам. Со всем этим она справлялась уже неплохо, гораздо сложнее было объяснить подрастающей дочери, почему так произошло. Но и этот вопрос постепенно отступил по мере взросления Миланы, которая медленно училась обслуживать себя, ориентироваться в своём маленьком пространстве.

    — У меня всё всегда лежит на своих местах, — признаётся Фатима, — чтобы Миланочка могла сама подойти и взять, что ей нужно, да и выполнить простые поручение: принести то, отнести это.

    Сегодня ей уже 15 лет. С семилетнего возраста Милана на домашнем обучении. Её первым учителем была мама, которая научилась читать и писать по методу Брайля ещё в Москве, будучи с дочерью на лечении. Фатима хотела отдать её в специализированную школу, собрала пакет документов, и вот уже ехать – а у дочери истерика. Милана проплакала сутки, когда узнала, что придётся жить там без мамы. И решение было принято – обучать её самой. Сегодня к Милане уже приходят на домашнее обучение предметники. Это замечательные педагоги по биологии, русскому и английскому языкам – Татьяна Александровна Ахриева, Фатима Байгириева и Алина Ибрагимовна Хамчиева. Заниматься с дочкой по методу Брайля их тоже научила Фатима.

    — Благо, у девочки отличная память, — говорит мама, — так что проблем с обучением у Миланы нет. Есть другие проблемы: это и постоянная охота за тетрадями, за глазными каплями. Но и они решаемы. Я как-то приспособилась. То проводницы с поезда помогут, то почтой получаю, то родственников подключаю, по-разному.

    Оказывается, тетради специально для незрячих – товар дефицитный, их приходится заказывать из Москвы, где они тоже бывают не в избытке.

    — Вот недавно звонила, сказали, есть в наличии 15 штук. У нас в республике, в Центре для незрячих, под руководством Макки Томовой, где Милана занимается в компьютерном классе, тоже стали печатать подобные тетради, но этого бывает недостаточно. Помимо тетрадей, проблемы и с глазными каплями, которые тоже постоянно приходится заказывать в Москве, они с ограниченным сроком действия, хватает минимум на 7-8 дней. Но справляюсь потихонечку. Муж всё время занят на работе, кормить-то кому-то нас надо. Старший сын – студент, а пенсия у Миланы небольшая.

    Сама Милана признаётся, что учиться ей очень интересно, но часы на надомное обучение ограничены. С удовольствием посещает она по субботам компьютерный класс в Центре для незрячих и слабовидящих граждан в Назрани. Благо, транспортом их, по просьбе Макки Томовой, обеспечила администрация города Малгобека, где они проживают.

    — Мне очень нравится заниматься на компьютере, — говорит Милана, — это специальная система. Она «проговаривает» содержимое страниц, находящиеся на ней ссылки и помогает выбрать необходимые. Вся работа ведется только с помощью клавиатуры, пальцы, как говорится, помнят, на какую клавишу нажимать. А устройство вслух повторяет набранные нами буквы или нажимаемые ссылки.

    — Я пробую учить её и бисероплетению, правда, она это занятие не очень любит, — признаётся Фатима, — Просто учу, потом пригодится. А как только получим аттестат, поедем поступать в Кисловодск учиться на психолога или массажиста. Время покажет.

    Но сегодня самая заветная мечта Миланы – это смартфон со специальной компьютерной программой для незрячих, откуда легко можно зайти в Интернет, послушать новости, обменяться информацией с подругами. Эта вещь очень дорогая и пока не по карману родителям. А сейчас Милана слушает новости от своих зрячих подруг, когда они гуляют по городскому парку или сидят в скверике. Фатима очень радуется, что девочки поддерживают её, часто приходят в гости, и сетует, что наше общество не то, чтобы равнодушное, совсем наоборот, но вот чтобы воспринимать инвалидов по зрению, его всё-таки надо воспитывать. Тут целая философия: и чрезмерная опека не нужна, и этика общения важна.