• «Месяц, помогающий стать лучше»

    88 1Кто взял в руки сегодняшний номер нашей газеты и готовится прочитать это интервью, которое мы приурочили к началу благословенного месяца Рамадан, тот принадлежит к числу счастливчиков, которых Всевышний милостиво одарил возможностью увеличить свои шансы приблизиться к главной цели верующего – прощению Аллахом его грехов, довольству Создателя, а через это и обретение Рая. Ведь пост в Рамадан — это уникальный шанс очиститься от душевной скверны, покаяться, навсегда, распрощаться с плохими, пагубными привычками, обрести вместо них новые, добрые и наполнить душу искренней богобоязненностью. 

    О достоинствах этого месяца, о том, как использовать мусульманину его блага с максимальной пользой для себя, и других злободневных темах мы говорим сегодня с алимом, выпускником знаменитого университета «аль-Азхар», директором крупнейшего в Ингушетии медресе «Плиево-2» Магомедом Плиевым.

    — Магомед, когда тебе приходится своим воспитанникам разъяснять смысл поста в Рамадан, либо делать кому-то из знакомых наставление по поводу этого священного периода года, на что ты делаешь упор, к каким примерам прибегаешь, что для тебя самое главное в этом виде поклонения?

    — Всевышний говорит нам, что «Рамадан — это месяц, в котором Я ниспослал вам Коран». Уже одним этим обстоятельством Рамадан уникален и велик. Другой эпитет, которым наделил Рамадан сам Всевышний – «Месяц, помогающий стать лучше, направляющий к лучшему».

    А как иначе? Осознай свои грехи, принеси своему Господу покаяние, настройся изменить себя в лучшую сторону и тебе трудно будет найти время более подходящее для всех этих жизненно важных свершений, чем Рамадан. Аллах прощает в этот месяц больше и большее, чем в любой другой период года. Это ощущаешь на душевном и даже физическом уровне. Человек обретает умиротворенность, успокоенность и душевную гармонию.

    — Магомед, ты помнишь свой первый Рамадан, когда ты уже стал поститься? Сколько тебе было лет?

    — Помню. Мне было 12 лет. Никто меня к этому не принуждал. Да это и невозможно. Человек всегда берется совершать такие поступки по наитию. Аллах делает тебе, по Своей милости, внушение и создает обстоятельства, позволяющие совершить хороший, богоугодный поступок. Так случилось и со мной.

    — Конечно же, и в этом году будет много тех, для кого этот месяц поста будет первым в их жизни. Наверное, это будут люди разных возрастов. Не все ведь приходят к осознанию смысла пяти обязанностей мусульманина сызмальства. Каким было бы твое напутствие или совет таким единоверцам?

    — У всех у них, скорее всего, будут разные мотивы и разные мысли на сей счет. Совсем маленькие, возможно, возьмутся держать пост, потому что так поступают все авторитетные взрослые. Вступившие в пору совершеннолетия по исламу сделают это, осознав личную ответственность, отдавая отчет в необходимости поститься. Первый же пост взрослых, уверен, будет сопровождать раскаяние за все пропущенные Рамаданы. Думаю, их пост будет самым искренним.

    — Пост в Рамадан, безусловно, не ограничивается отказом в светлое время суток от воды и питья. Ведь «марх» — это нечто большее?

    — Наш любимый Пророк (с.а.с.) сказал: «Вы знаете сколько будет постящихся, кто не получит от него ничего кроме испытываемого голода (пустых желудков)?!». Если человек не ест и не пьет целый день, но продолжает сплетничать, устраивать склоки, ссорить людей, клеветать, то о какой награде он помышляет? Аллах не нуждается в посте такого человека.

    На прощение грехов, что является наградой за достойный пост, могут рассчитывать лишь те из нас, кто вознамерился пройти Рамадан, оберегая от скверны свои ноги, руки, уста, уши и глаза. То есть, сторонясь грехов, которые возможно совершать всеми перечисленными частями тела.

    И еще. На мой взгляд, пост не должен внушать человеку чувство превосходства над тем, кто по тем или иным причинам этого не делает. Не стоит поносить такого человека и взывать на его голову проклятия. Да, он поступает нехорошо. Но откуда нам дано знать, вдруг он в ближайшее время изменится, и его пост будет засчитан гораздо более искренним и весомым, чем наш? Если переживаешь за человека, встань на полуночный намаз, найди минутку в своем тахаджуде, чтобы обратиться за него к Аллаху с мольбой об исправлении его нрава, укреплении его веры.

    У Пророка (с.а.в.) был один сподвижник по имени Анас ибн Малик. Он был передан в качестве своеобразного дара Мухаммаду своей матерью, когда он, совершив Хиджру, очутился в Медине. «У меня нет ничего дороже, чтобы одарить тебя, о, Посланник Аллаха, чем этот ребенок. Пусть он будет рядом с тобой и будет помощником по хозяйству», — сказала женщина.

    Так вот, по воспоминаниям, тогда десятилетнего Анаса, первое наставление, сделанное Пророком (с.а.в.) юному асхабу заключалось в следующем: «Пусть никогда не покидает тебя мысль о том, что любой из встреченных тобой по выходе из дома мусульманин лучше тебя, достойнее тебя, значимее тебя».

    Не было бы конфликтов, склок и распрей, если бы каждый из нас выходя в село, в город, придерживался именно такого мнения об окружающих. Ведь в основе всего этого лежит именно гордыня, чувство превосходства себя над другими. Через это и приходишь к очищению души, исправлению своего вероубеждения.

    — Канун нынешнего Рамадана, к великому огорчению, ознаменовался очень неприятным инцидентом в Насыр-кортской мечети. Как ты лично воспринял случившееся? Насколько сильным для тебя это явилось ударом?

    — Думаю, это было сильным ударом для любого, хоть мало-мальски переживающего за свой народ, за свою религию ингуша. Как и все воспринял это с искренней болью. Такого не должно происходить в среде мусульман. Тем более, в нашем регионе. Испокон веков наш народ отличает сплоченность и единство устремлений. И тут такая удручающая ситуация!

    Были, конечно же, и люди невежественные, недалекие, которые сразу же начали накалять обстановку. Кстати говоря, и в нагнетании самой ситуации виноваты эти самые третьи лица, которые своей невыдержанностью, жаждой каких-то действий, своими безответственными разговорами подогревали страсти. Оставьте дела религиозные людям, знающим религию. Они разберутся, уверен.

    Пусть каждый займется тем, в чем сведущ. Пекарь пускай печет хлеб, сапожник пусть чинит обувь, выяснять и разъяснять нюансы религии оставьте людям, уделившим изучению данного вопроса десятки лет жизни. Пользы от этого всем будет гораздо больше.

    Пророк (с.а.в.) говорил, что одним из предвестников наступления Судного дня станет ситуация, когда управлять делами обществ будут люди, не имеющие на то ни знаний, ни компетенции.

    Знаю многих людей, которые по нескольку дней после случившегося не могли нормально есть, спать, стали чувствовать себя физически плохо, переживая за возможные последствия. Наверное, переживания таких искренних мусульман из нашего числа и привели по милости Аллаха к урегулированию данной ситуации. Хвала Всевышнему!

    Помнится, многие восприняли случившееся, особенно это касается молодежи, как повод показать свою информированность, то, что они-де в курсе последних новостей вокруг темы, обменивались видеороликами, не вылезали из известного видеохостинга. Разве такой должна быть реакция искренних, переживающих мусульман?

    Религия рекомендует нам стараться замять, не нагнетать обстановку вокруг разногласий, возникших в среде мусульман. Прекрасный пример — события времен халифа Али. Возникли распри. Пролилась кровь мусульман. По обе стороны баррикад — любимцы Пророка (с.а.в.), его преданные сподвижники. Кто прав, кто виноват? Кто сможет ответить на эти вопросы? Никто.

    Поэтому есть много книг по истории ислама, написанных современниками тех событий, где о них нет ни слова, как будто роковых разногласий в среде уммы Мухаммада (с.а.в.) и не было вовсе. Так и здесь. Ажиотажа вокруг инцидента в Насыр-корте было бы гораздо меньше, если бы каждый из нас не посчитал своим «священным» долгом всех обзвонить, всем сообщить, поделиться ссылкой и т.п. Это же не благая весть, чтобы с ней так носиться.

    Ведь когда у нас в семьях случаются конфликты, ссоры между её членами, мы же не ходим, не рассказываем об этих проблемах каждому встречному. Наоборот, стараемся все это как можно быстрее урегулировать, утрясти, потому как все участники конфликта дорогие сердцу люди, и для всех желаешь блага.

    Пророк (с.а.в.) сказал, воздаянием тому из мусульман, кто скрыл недостатки своего брата по вере в этой жизни, в День суда будет возможность от Аллаха сделать разбор его прегрешений втайне от окружающих.

    — Магомед, расскажи немного о себе, о своем пути в богословии?

    — Учебу начал в медресе, здесь же, в Плиево. Один из моих первых учителей Магомед Эсмурзиев. Затем почти 12 лет учился в каирском «аль-Азхаре». После окончания учебы стал работать в местных исламских вузах. Сначала поработал в Малгобекском исламском университете, затем в Исламском институте в с.п. Орджоникидзевского (ныне г. п. Сунжа). Уже три года, получается со дня основания, работаю руководителем в медресе «Плиево -2».

    — Как главный наставник местных муталимов, к главным задачам, к главным целям своей педагогической концепции, что ты относишь?

    — Я стараюсь воспитывать в ребятах терпимость. Внушаю им мысль о том, что главное в исламе — это наше религиозное братство. К чему они придут, если буду говорить им что их понимание религии единственно верное, что мы лучшие, что я — лучший устаз, наставник, что только меня подобает слушаться и уважать? Тем самым я буду плодить число мусульман, содействующих разделению мусульман, раздроблению уммы. Этого нельзя допустить, этому нужно противостоять. Воистину, в единстве наша сила.

    — Магомед, спасибо за интервью! Да воздаст тебе Аллах за эти мудрые наставления многократным благом!