• Мудрость предков

    136 3

    На протяжении десятилетий коммунистическая идеология внедряла в сознание людей мысль «о продаже» дочерей в азиатских и северокавказских республиках, тем самым, усиливая статус «незрелости», «отсталости», «дикости» этих народов.Свидетельством того является и постановление Горского Центрального Исполнительного Комитета 1922 года: «На территории Горской Республики воспретить при заключении брака вносить родственникам невесты калым как плату за него и принимать его. За нарушение настоящего постановления виновные подвергаются штрафу. Помимо штрафа, виновные подлежат по определению суда заключению в места лишения свободы до 3-х месяцев». В 30-х гг. ХХ века такие газеты, как «Горская правда», «Красная Кабарда», «Адыгейская жизнь», вели «страницу горянки», где чуть ли не в каждом номере публиковались статьи с примерно такими заголовками: «Уничтожьте калым!»; «Когда же конец варварским обычаям над горянкой?». Манипулируя словом калым в понимании — как выкуп, советская идеология крепко закрепляла в сознании масс негативное отношение к подобному рода явлению. Мышление подобное бытовало и в 80-х годах. Будучи студентками вузов и ссузов Владикавказа, нам не раз доводилось слушать реплики со стороны преподавателей и однокурсников «А сколько дадут калым за вас?», акцентируя на том, что родители так и ждут, пока «продадут» свою дочь состоятельному дяде. Это основные стереотипы мышления граждан бывшего СССР по поводу так называемого калыма, который имеет место быть и по праву занимает своё столбовое значение в вопросах брака у представителей многих народов. Проблема лишь в понимании и интерпретации сущности этого древнего обычая.

    Вообще калым — это выкуп, который платит жених за невесту ее родителям, в качестве компенсации семье за утерю работницы; своего рода гарантия того, что муж не выгонит жену. Проделав небольшой экскурс в историю, мы заметим, что корни обычая уплаты калыма кроются в особенностях древнего общественного быта, и факт существования его установлен для всех народов, не исключая и славян. Во многих традиционных свадебных обрядах составляющим являлся выкуп невесты, но он сводился лишь к символическому обряду, очень забавному и развлекательному. Так, у ингушей рядом с невестой стояли родственники, подруги, требуя выкуп у юноши, который пришёл за невестой. И это сопровождалось шутками, смехом, перетасовками с целью снять шапку в качестве выкупа. На выезде у села, как правило, дети ставили преграды, требуя выкуп. Эта традиция сохранилась и по сей день и пользуется популярностью у детей, получающих за это вознаграждение в виде денег. У представителей русского народа, например, на въезде в село устанавливалась преграда в виде бревна или другого заслона для выкупа за девушку.

    В исламе понятие калым в прямой его интерпретации нет. Есть другое понятие — махр — подарок жениха невесте в виде приданого, который остается в её распоряжении и после свадьбы, а в случае развода остается и после развода. «Отдавайте женщинам их махр. Вы не имеете права на их махр. И если они по своей доброй воле уступят вам часть его, тогда вы можете использовать его как чистые добрые деньги, направленные на благо семьи» (сура 4). В ингушском же обществе значение слова калым – как выкуп за невесту, никак не вписывается ни в традиционную культуру, а с принятием ислама, ни в идеологическую составляющую. Слово калым лишь подменило слово урдув, (ограниченная советом старейшин сумма денег, предназначенная на минимальное приданое невесты). Вопрос о размерах урдув всегда являлся и является самой обсуждаемой темой общества. Чтобы сумма урдув не обременяла семьи с низким и средним уровнем достатка, советом старейшин вводится сумма обязательная для всех членов общества.

    В 1879 году, например, депутаты ингушей общественным приговором назначили максимальную норму урдув в 105 рублей и постановили подвергать штрафам тех родителей невесты, которые принимали какие-либо подарки. Сегодня сумма урдув составляет 50 тыс. рублей, но в последнее время всё чаще сторона невесты отказывается от такой помощи, что говорит о повышении благосостояния общества. А семья жениха, по мере своего материального состояния, старается компенсировать эту сумму невесте подарками в качестве золотых украшений, причём желательно с бриллиантами и определённой суммой денег от 100 и более тысяч. Последняя сумма, в свою очередь, расходуется на приобретение невестой всего того, что ей необходимо: для обновления гардероба, разнообразной техники в быту, для подарков семье жениха и тому подобное. Конечно же, основные расходы всё же несёт семья невесты, которой помогают и многочисленные родственники. Подытоживая сказанное, отметим, что из общественного сознания постепенно искореняется слово калым. Урдув уже заняло своё достойное место и независимо от того, воспользовалась семья девушки этой поддержкой или нет, утвердила свою значимость и воспринимается в обществе как отработанная веками мудрая традиция создания материальной базы для новой семьи.