• Мурад Базоркин о мухаджирстве

    160 1

    160 1

    Совсем недавно в республике гостили наши соотечественники из Турции Мустафа Ахриев, его сестра Хайринусса и Салман (сын Мустафы). Это потомки тех, кто покидал эту землю в конце ХIХ века под влиянием различных политических веяний. Но в мыслях они оставались на Родине, долгие годы тосковали по ней. Их дедам и отцам пришлось пройти через многие испытания жизни. Первым из историков, начавших исследование мухаджирства — выселения горцев в Турцию — в части, касающейся ингушей, был первый профессиональный историк из ингушей Мурад Муртузович Базоркин. Разработка темы им была начата в 30-х гг. ХХ века и закончена к 1941 году. Однако начавшаяся Великая Отечественная война и другие трагические события, произошедшие в жизни народа (депортация 1944-1957 гг.), вынудили автора надолго отложить опубликование этого труда. Таким образом, исследование «Дорога заговора и крови» была подготовлена им к 100-летию выселения некоторой части народа и подготовлена к изданию в г. Грозном в 1965 году. Эта работа вошла в книгу М. М. Базоркина «История происхождения ингушей», изданную в научно-исследовательском институте им. Чаха Ахриева в 2002 году. В данной работе использованы архивные материалы из Северо-Осетинского и Чечено-Ингушского государственных архивов.

    Переселение горцев Северного Кавказа началось в 1859 г., сразу же после пленения Имама Шамиля. Грандиозная провокационная работа по агитации фанатичных масс за «добровольный» уход всех горцев в Турцию возымела успех. Для того, чтобы раскрыть тему изнутри, автор (М. Базоркин) знакомит читателей своей книги с социально-экономической и политической обстановкой, сложившейся на Кавказе накануне депортации.

    Процент малоземельных в плоскостной Чечне составлял 77%, в Ингушетии — 89%. Особое внимание и ненависть у царского командования вызывали ингуши, жившие на стыке Ингушетии и Чечни, из-за важности стратегического и политического положения, а также дерзкой непримиримости и свободомыслия населения этих мест. С них и началось выселение ингушей и чеченцев в 1859 году. Прежде было положено начало концентрации ингушей в большие сёла, расположенные на плоскости по правобережью рек Терека и Камбилеевки, по Сунже, Ассе, Фортанге и другим рекам. В марте и апреле 1859 года те, кто жили в ущельях по обеим сторонам Фортанги, сожгли свои хутора и со всеми семействами и имуществом переселились в аулы Бамут, Алажино, Ахуборов, Нестеровский, Алхасты, Алеус–али, Аршты и частью в назрановское общество, в аул Ачалук, в Ачхой-Мартан, пишет Мурад Базоркин на основе документов. Жившие в верховьях Сунжи и Камбилеевки – в Базоркино и Той-Кантышево, и т. д. В результате в ущельях по Фортанге, Ассе, Сунже и Камбилеевке из жителей мелких хуторов никого не осталось.

    В 1864-1865 годах начался завершающий этап колониальной политики царизма. Выселялись по «доброй воле» наиболее активные представители народов: черкесы, кабардинцы, балкарцы, карачаевцы, осетины-мусульмане, ингуши и чеченцы. Свободолюбивые горцы уходили.

    В своей работе Мурад Базоркин сделал попытку вскрыть на основании документального материала и секретной переписки царского правительства истинные причины, вызвавшие «добровольное» выселение вайнахов в Турцию, показать катастрофические результаты той трагедии. В работе также говорится о прекращении выселения и реэмиграции царских офицеров, расчетах с провокаторской агентурой и мн. др.

    В кругу ингушских учёных вопросы мухаджирства вызывали исследовательский интерес у историков Тамерлана Муталиева, Хасолта Акиева, работают над этой темой Зарета Дзуматова и другие.

    В самые сложные годы связь с соотечественниками из Турции не прерывалась. В последние десятилетия стали налаживаться более активные контакты и общение. Потомки эмигрантов приезжают на свою Родину, которую они трепетно любят и ценят.