• Мурат Хаматханов: «Предпринимателям приходится сталкиваться с нарушением своих прав»

    xamatxanov

    С 2013 года уполномоченным по защите прав предпринимателей в Республике Ингушетия ведётся активная работа, направленная на устранение ряда проблем и установление благоприятного климата для ведения бизнеса в регионе. Об этом и многом другом наш корреспондент поговорил с уполномоченным Муратом Хаматхановым.

    — Мурат Даутгиреевич, известно, что бизнесмены сталкиваются с нарушением своих прав, бюрократическим давлением, коррупцией и административными барьерами, В чем заключается ваша помощь им?

    — Бизнесмены действительно сталкиваются с нарушением своих прав. Мы включаемся в работу сразу же после поступления обращения от предпринимателя. Примеров положительного решения проблем достаточно. Поэтому, если возникают вопросы, можно обратиться как в Аппарат уполномоченного, который располагается в г. Магасе по ул. Кулиева 15, кв. 2, так и в общественную приемную уполномоченного при Президенте РФ Б. Ю. Титова, расположенную по этому же адресу. Отмечу, что общественные приемные действуют, в том числе, и в муниципальных образованиях: 2 приемные в Назрани – по ул. Муталиева, 64, и по ул. Муталиева, 38, а также приемная в Сунженском районе, расположенная по ул. Калинина,123.

    Появление института уполномоченного по правам предпринимателей в стране связано с тем, что предпринимателям порой приходится сталкиваться с бюрократическим давлением и административными барьерами. Так или иначе, существующие механизмы защиты бизнеса оказывали и продолжают оказывать поддержку предпринимателям в решении тех или иных вопросов, а появление уполномоченного скорее определило новые возможности в поддержке предпринимательства и позволило усовершенствовать ее механизм на всех уровнях. К уполномоченному чаще всего обращаются предприниматели по земельно-имущественным вопросам, с жалобами на действия органов государственной (муниципальной) власти и за консультациями по вопросам государственной поддержки.

    Полномочий недостаточно. Было бы хорошо, если бы уполномоченного наделили правом приостанавливать действие нормативно-правовых актов, нарушающих права предпринимателей. А так мы выстроили хорошие отношения с контрольно-надзорными органами и органами муниципальной власти и достаточно эффективно взаимодействуем с ними.

    -Насколько неожиданным было предложение занять должность омбудсмена? Что предшествовало этому назначению?

    -Да, предложение занять должность уполномоченного, которое поступило от Главы РИ 26 мая 2013 года, явилось для меня неожиданностью.

    Торгово-промышленной палатой я управляю с 1999 года. ТПП еще в те времена разрабатывала программы по поддержке малого и среднего бизнеса, поэтому проблемы, связанные с бизнесом, не являются для меня новыми. По инициативе ТПП Ингушетии, в республике в числе первых по стране был принят закон о том, чтобы направить 0,5% бюджета региона на развитие малого и среднего бизнеса. Можно сказать, что мы достаточно плотно занимались этими вопросами.

    -Институт уполномоченного по защите прав предпринимателей создан в Ингушетии сравнительно недавно – в конце 2013 года. На какой позиции находится республика среди других субъектов страны в рейтинге по развитию этого института?

    — В 2014 году мы заняли 16 позицию, а данные за 2015 год мы пока еще не получили, итоги будут подводиться на предстоящей конференции региональных уполномоченных 26 мая.

    — Сколько обращений поступило в приемную уполномоченного с начала 2016 года?

    — 525 обращений поступило с начала деятельности аппарата уполномоченного, а с начала текущего года – 84 обращения.

    — Мурат Даутгиреевич, насколько велико сейчас налоговое бремя на бизнес? Видите ли вы какие-то возможности для снижения налоговой нагрузки на предпринимателей?

    — Налоговая нагрузка на бизнес у нас в стране высокая. Если взять средний уровень налоговой нагрузки на бизнес в мире, она составляет 40,8%, у нас в стране налоговая нагрузка составляет 47%, и мы занимаем 47 место. На сегодняшний день есть и положительные моменты. Субъектам РФ предоставлено право снижать ставки налога для налогоплательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения (объект налогообложения «Доходы»), с 6 до 1 процента в зависимости от категорий налогоплательщиков и видов предпринимательской деятельности. Расширен перечень видов деятельности, подпадающих под патентную систему налогообложения.

    Также Законом Республики Ингушетия №42 от 29.08.2015 г. устанавливаются налоговые каникулы для отдельных видов предпринимательской деятельности, применяющих упрощенную систему налогообложения.

    Кроме того, установлен запрет на проведение в 2016-2018 годах плановых проверок в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей, отнесенных к субъектам малого предпринимательства (норма о трехлетних надзорных каникулах).

    — В идеале, залог экономической устойчивости любого государства – это массовость малого и среднего бизнеса. Но у нас ситуация от идеальной далека. Что сейчас, кроме налогов и административных барьеров, мешает активно расти и развиваться малому и среднему бизнесу малого?

    — Вы правы, ситуация не идеальна. Недавно мы проводили опрос по выявлению основных проблем развития малого и среднего бизнеса, с которыми сталкиваются наши предприниматели. И выбрали из них пять главных – это отсутствие доступа к долгосрочным дешевым кредитным ресурсам, снижающийся спрос на внутреннем рынке, высокие тарифы на услуги ЖКХ, электроэнергию и газ, недостаток высококвалифицированных кадров низшего и среднего звена, нестабильный курс рубля и многое другое. В общем, есть над чем работать.

    — Что бы вы ответили скептикам, которые не верят в реальность полномочий омбудсменов?

    -Скептикам могу сказать, что по 81% обращений, поступивших в аппарат уполномоченного, было принято положительное решение.

    — Давайте приведем примеры конкретных случаев, когда вам удалось помочь обратившимся со своими жалобами предпринимателям и решить их проблемы.

    — Таких случаев у нас немало. Например, предприниматель Мухарбек Картоев обратился к нам с просьбой оказать содействие в восстановлении ему статуса инвестора. Мы восстановили нарушенные региональным органом исполнительной власти права индивидуального предпринимателя как инвестора и не допустили необоснованные расходы по уплате арендных и налоговых платежей. Картоеву не пришлось платить налог на имущество, налог на прибыль снизился до 13,5%, а аренда на земельный участок составила 5% (вместо 100%). Благодаря этим льготам, Картоев сэкономил порядка 700 тыс. рублей, и эти средства он смог вложить в развитие бизнеса. Значительных успехов мы достигли, выступая в защиту прав и интересов субъекта предпринимательства ООО «Дарб».

    — Сейчас много делается для того, чтобы обеспечить максимальную инвестиционную привлекательность Ингушетии. Каков реальный масштаб этой проблемы, и какие пути ее решения вы видите?

    — Одна из важнейших тенденций развития современной российской экономики — рост инвестиций. Именно увеличение объемов инвестиций, как внешних, так и внутренних, характеризует конкурентоспособность экономики, и мы, как одна из молодых быстроразвивающихся республик, видим развитие региона в привлечении инвестиций.

    За последние годы регион характеризуется положительной динамикой роста инвестиционной активности, которая проявляется как в финансовом секторе, так и в реальном производстве. Так, в 2014-2015 годах объем внебюджетных инвестиций составил 15120,6 млн. рублей. В рамках внебюджетных инвестиций построены и введены в эксплуатацию объекты здравоохранения, образования и других социальных направлений.

    — В настоящее время система среднего и высшего образования не знакомит детей с основами предпринимательства и финансовой грамотности. Как вы считаете, нужно ли внедрять подобные программы в систему образования и насколько это будет полезно?

    — С развитием рыночных отношений, построением гражданского общества и соответствующими изменениями в системе социальных отношений интерес к изучению предпринимательства в нашей стране сегодня значительно растет. Общее образование, гарантированное гражданам страны Конституцией Российской Федерации, должно помочь учащимся адаптироваться к современным экономическим условиям и облегчить выпускникам школы вхождение во взрослую жизнь за счет создания предпосылок для личностного роста и повышения уровня компетентности. Необходимо создать методику преподавания предпринимательства для учащихся 9-11 классов, используя современные методы преподавания, и тем самым внести изменения в федеральные государственные образовательные стандарты и внедрить в учебный процесс курс «Основы предпринимательства» для учащихся 10 классов.

    — Как выстроена система отношений регионального уполномоченного с уполномоченным РФ и бизнес-омбудсменами других субъектов страны? Происходит ли у вас обмен опытом?

    — Есть специальная Папка по обмену опытом между всеми региональными уполномоченными, куда все субъекты скидывают лучшие практики. К тому же все региональные уполномоченные и начальники отделов собираются два раза в год и проходят обучение – семинары, круглые столы, дискуссионные клубы и др.