• Музыкальное искусство и хореография

    Продолжение. Начало в № 109, №110
    В депортации ингуши берегли песни и мелодии. Сердца людей переполнялись от волнующих мелодий родного народа, которые исполнялись на встречах, свадьбах и других мероприятиях. Появился целый ряд песен и мелодий, в которых выражалась скорбь и тоска по родине. После возвращения народа из депортации (1957 год) начался новый этап развития профессионального музыкального искусства народа. Известными именами в музыкальном искусстве того времени (1957 — 1990 гг.) были А. Халебский, А. Хамхоев, У. Димаев, И. Цицкиев, Р. Евлоева, Р. Паскаев, А. Димаев и другие. Мелодии и песни известных композиторов и музыкантов вошли в книгу «Чеченские и Ингушские народные мелодии и песни» (Речменский, 1962). В 1976 году вышла в свет монография «Народная музыка Чечено-Ингушетии».

    Из многообразия игры на музыкальных струнных инструментах звучание музыки Идриса Цицкиева отличалось особым своеобразием. Идрис играл на скрипке, балалайке, домбре, флейте, рояле. В репертуаре его песен были: «Песня о луне», «Лоли», «Мелодия Кодзоева», «Бисархой», «Песня Чондыргь», «Ингушская лезгинка», «Назрановская лезгинка», «Танец Муртаз-Али», «Айша», «Танец села Базоркино» и другие.

    Он был талантливым солистом в хоровом коллективе исполнителей религиозного песнопения. В Казахстане, в годы депортации, после снятия запрета он ездил по городам и селам и, исполняя ингушские мелодии, вдохновлял соотечественников, поддерживал веру в возвращение домой.

    Выпускница Ленинградской и Московской консерваторий М. Яндиева долгие годы являлась руководителем государственного симфонического оркестра и ректором Музыкальной Академии Парагвая. Более 10 лет она жила в Южной Америке, где успешно совмещала концертную деятельность с преподавательской в университете.

    М.Х. Хашагульгова, окончившая Грозненское республиканское музыкальное училище, провела огромную работу по сбору музыкального фольклора ингушей. Познав нотную грамоту и теорию музыки, она записала значительное число ингушских мелодий и песен. Их более 300: лирические и эпические, танцевальные и хоровые, веселые и грустные. В их числе мелодия и песня Ш.Д. Дахкильговой, написанные ею в товарном вагоне, в дни трагической депортации народа в 1944 г.

    Жемчужиной музыкального богатства народа называют Р. Евлоеву. Она с успехом писала романсы, лезгинки, лирические песни, виртуозно играла на гармошке, обучала танцам юношей и девушек. В начале 1980-х годов Р. Евлоева открыла в музыкальной школе класс национальной гармоники, создала ансамбль гармонисток «Сата», который с успехом выступал и неоднократно становился лауреатом различных конкурсов.

    Ф. Шадыжева – заслуженный учитель РФ, заслуженный деятель искусств РИ, член Союза композиторов РФ, лауреат многих международных конкурсов и фестивалей. Ф. М. Шадыжева воспитала не одно поколение музыкантов Ингушетии. В числе ее произведений особое место занимают «Ингушские детские песни» (Берашта лаьрх1а) (фортепиано), сборники «Старинные ингушские мелодии» (Къаьнара г1алг1ай ашараш), сборник песен на русском языке «Ингушка я» и др.

    З. Базоркин, окончив Институт им. Гнесиных и Московскую консерваторию им. П. Чайковского, работал в Мариинском театре оперы и балета. Сегодня, Народный артист РИ З.И. Базоркин является ведущим актером Самарского театра оперы и балета.

    Значимый вклад в песенное искусство ингушей внесли выпускники Тбилисской консерватории – М. Ужахов и З. Кодзоева. Нельзя не отметить и творческую деятельность выпускника Владивостокского Института искусств А. Оздоева. Весомый вклад в песенное искусство народа внес композитор, поэт и певец Т. Дзейтов, творческий путь которого начался со школьного вокального ансамбля «Эдельвейс». Л. Б. Шишха?нова является солисткой-органисткой Ярославской филармонии с 1972 г., преподавателем (доцентом) кафедры органа и клавесина Московской консерватории с 2001 г. В музыкальную культуру народа значительный вклад внесла Государственная филармония им. А. Хамхоева, созданная в 1993 году. В числе первых в филармонии были созданы такие коллективы, как «Оркестр народных инструментов», женская и мужская вокальные группы, ансамбль народного танца «Эрзи», религиозно-духовная группа «Назым», «Казачий хор» и группа ведущих солистов филармонии. Музыкальной школой г. Назрань вот уже двадцать четыре года руководит М.А. Медарова, кавалер ордена «За заслуги», заслуженный деятель искусств РИ, лауреат Русской академии культуры и науки.

    Музыкальные учреждения республики выполняют важную роль в сохранении и передаче новым поколениям лучших национальных традиций, в развитии музыкального искусства.

    Этнографический дневник доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой.