• Музыкальное искусство и хореография

    Продолжение. Начало в № 109-112

    Хореография – искусство, сочетающее в себе элементы старинной и нарождающейся танцевальной культуры. Своими корнями ингушское хореографическое искусство восходит к древности, когда ритуальные танцы еще не представлялись искусством, а были частью практического действия, имевшего определенную цель. Искусствоведческое исследование хореографии открывает этико-эстетические ценности танцевальных композиций.
    В танце запечатлены особенности характера народа: мужественность, выносливость, скромность. Языком танца люди могли общаться: каждый жест и каждое движение имели определенное смысловое содержание. Посредством танца могли выражать чувства, элементами танца могли демонстрировать хозяйственную деятельность человека, поведать о борьбе за правое дело.
    Танец всегда занимал важное место в культуре народа. К нему обращались и в радости, и в горе. Танцы устраивались как для души, так и для отдыха и развлечения (в случае приема гостя, после белхи, по случаю рождения ребенка и т.д.). Основа народной хореографии – парный танец, который базируется на ингушских этических нормах. В кругу одновременно могла танцевать лишь одна пара. Парный танец – это диалог, где общение происходит на языке движений и взглядов.
    Есть много свидетельств того, что ингушский танец покорял всех видевших его: гостей, ученых, правителей. По рассказам исследователя Т. Мальсагова, «царь Николай II проезжал в Тифлис по Военно-Грузинской дороге. Ингуши, как водится, устроили царской свите высокий прием. Устроили танцы — ловзар. Особо блеснула местная красавица Цица, исполнившая танец, играя на гармошке. Царь был настолько восхищен увиденным, что с разрешения супруги снял с ее пальца и подарил Цице кольцо удивительной красоты».
    В ХVIII–ХIХ вв. были известны разные виды танцев: «Массовый круговой танец мужчин», «Танец девушек», «Танец мальчиков», «Плавный танец», «Танец с кинжалами», «Боевые танцы ингушей», «Казбекский танец», «Массовый круговой танец женщин» и др. (Р. Куркиев). «Пляска же их начинается сперва всякого рода опасным прыганием, потом, когда уже сие многими плясунами было повторено, взявшись за руки, поют в коротких и обрывистых словах и пляшут длинными рядами, иногда делают круг, который то разрывают, то опять соединяют и, наконец, оканчивают таким же опасным прыганием, которым начали свою пляску», – писал исследователь Я. Рейнеггс о круговом танце мужчин, который наблюдал в 80-е годы ХVIII в. близ села Ангушт.
    Традиционный ингушский танец в давние времена имел спокойный ритм. По рассказам стариков, раньше танцы были медленнее, было позорно, если бляхи, свисающие с кавказского ремешка, столкнутся и будут шуметь. Кроме того, проводили состязания в танце, подвешивая к поясу определенное количество альчиков. Танцоры постепенно ускоряли темп. Проигрывал тот, у кого альчики столкнутся.
    Один из очевидцев писал: «Несколько прехорошеньких девушек, одетых в длинные красные или желтые сорочки, ахалуки, подпоясанные ременными кушаками, по горскому обычаю, импровизировали в честь мою песню, превознося мою храбрость, отвагу, меткость в стрельбе, ловкость в верховой езде и т.п. После, под звуки балалайки и другого инструмента, по волосным струнам коего играют смычком, как на виолончели, три девушки показывали мне образец своей живой, грациозной пляски, выделывая с необыкновенной быстротой мелкие, частые па и становясь на кончики больших пальцев, как наши балетные танцорки» (Р. Куркиев). Не остался равнодушным к танцам и И. Бларамберг: «Все зрители, сидящие в кругу, поют и под звуки каких-то свирелей, волынки или флейты подзадоривают юных танцоров проявить их силу и искусство; в то время все, кто хочет, выходят один за другим, исполняя всевозможные движения и сальто-мортале. Когда все танцоры повторили те же фортели под бурные аплодисменты собравшихся, они берутся за руки и, танцуя, поют. Иногда они образуют один большой круг, который то расширяется, то сужается, затем танец заканчивается теми же прыжками, которые имели место ранее». Сегодня эти танцы исполняются, в основном, профессиональными творческими коллективами.

    Источник: Этнографический дневник доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой