-
Музыкальное искусство и хореография
Лилия Восточная | 10.08.2015 |Продолжение. Начало в № 109-114 Ингушская хореография с особым искусством проявлялась на свадьбах, которые называли «ловзар» (букв.игрище). «Ловзар» существовал и как отдельный социальный и духовный институт. Это было значительное зрелище, состоявшее из джигитовки, скачек, песен, танцев.
В танце проявляется уважительное отношение к женщине. В современном обществе девушка выходит в круг только по приглашению молодого человека, но в прошлые времена девушка первой начинала танец и первой покидала круг. И только после того, как она сделает три круга, выходил юноша. Народная мудрость гласила, что мысли юноши устремлены к девушке, и то, что юноша входит в танец только после того, как девушка сделает три круга означает, что в реальной жизни нужно преодолеть столько же этапов сватовства, прежде чем иметь счастье разделить с избранницей судьбу. Направление девушки в танце определяет юноша, меняя движение танца, что является имитацией жизни, в которой «супружеская пара» проходит по жизни, и каждый в ней имеет роль, определенную природой.
Быстро перебирая ногами, юноша описывал круги, прельщая ловкостью, виртуозностью, неожиданно возникая перед ускользавшей всякий раз партнершей. Признаком удали считалось и считается, когда юноша, сомкнув пальцы за спиной девушки в танце, может обхватить талию не прикасаясь к ней, но в целом такой жест не вызывает симпатий публики. Если танцор перекрывает партнерше танцем все дороги, то по этикету ей следует танцевать на месте. Находясь в танце рядом с партнером, девушке следовало опускать руки, а взгляд останавливать на газырях его черкески. По мере ускорения ритма, воздух разрывается криком: «Орстох!». Танцующая пара приводила в восторг зрителей изяществом и грацией. «Именно в этом слиянии радости и веселья перед каждой девушкой и перед каждым юношей открываются возможности показать себя с лучшей стороны, показать свое мастерство, свой ум, свою воспитанность, а родителям и старшим порадоваться достижениям молодежи. Здесь пробуждается у каждого стремление быть лучше, красивее, достойнее», — пишет исследователь А.Танкиев. И только скромность девушки, соответствующая прекрасному, должному в нравственном облике ингушки, снова вводила партнера в уравновешенный танец. Особое уважение и почтение вызывал танец старца, виртуозностью телодвижений приводивший в восторг присутствующих. Все стоя приветствовали такой танец. С не меньшим восторгом встречали танец почетного для семьи гостя.
Апофеозом ловзар был танец коня. Юноша в черкеске, опоясанный серебряным оружием, и конь в серебряной сбруе часто превосходили ожидания. Конь гарцевал под звуки мелодии, которая так и называлась: «мелодия, под которую кружат коня».
— «Народный танец ингушей – это не просто изящное и виртуозное исполнение, это еще и выражение традиций, характера народа. Плавные и красивые движения девушек, строгость, скромность и вместе с тем грациозность, стремительные движения юношей, их ловкость, сила и талант покоряли зрителей. В ингушских танцах привлекают не внешние трюки, а целомудрие, элегантность, грация, благородство осанки, совершенство владения своей пластикой», – писал Р. Нашхоев.
Танец вдохновлял кавказцев во все времена, помогал не пасть духом и защищать Отчизну, лезгинкой выражали протест в самые тяжелые минуты жизни. Так было и в день депортации 1944 года. «Юноша, которого солдаты подталкивали в вагон, вдруг стал неистово танцевать лезгинку, выражая протест. Все взоры обратились к нему и стали хлопать в такт. Улыбки сквозь слезы появились на суровых лицах. Все видели неистовый, со слезами на глазах, прощальный танец с Родиной», — писал очевидец этих событий. Кем был тот танцор? Имя его осталось неизвестным. Но это было состояние духа народа, запечатленного в танце, перед лицом безысходности. Лезгинкой провожали в советские годы молодых ребят в армию и встречали гостей.
Сегодня народная хореография нашла свое воплощение в деятельности профессиональных коллективов, таких как Государственный ансамбль народного танца «Ингушетия», Государственный фольклорный ансамбль песни и танца «Магас», детский ансамбль танца «Сунжа» с. п. Орджоникидзевского, «Зори Ингушетии» г. Малгобека и многие другие.
Источник: Этнографический дневник доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой.
Рубрики: Культура
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | 2 | 3 | ||||
4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 |
18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |