• Музыкальное искусство и хореография

    Продолжение. Начало в № 109-114 Ингушская хореография с особым искусством проявлялась на свадьбах, которые называли «ловзар» (букв.игрище). «Ловзар» существовал и как отдельный социальный и духовный институт. Это было значительное зрелище, состоявшее из джигитовки, скачек, песен, танцев.

    В танце проявляется уважительное отношение к женщине. В современном обществе девушка выходит в круг только по приглашению молодого человека, но в прошлые времена девушка первой начинала танец и первой покидала круг. И только после того, как она сделает три круга, выходил юноша. Народная мудрость гласила, что мысли юноши устремлены к девушке, и то, что юноша входит в танец только после того, как девушка сделает три круга означает, что в реальной жизни нужно преодолеть столько же этапов сватовства, прежде чем иметь счастье разделить с избранницей судьбу. Направление девушки в танце определяет юноша, меняя движение танца, что является имитацией жизни, в которой «супружеская пара» проходит по жизни, и каждый в ней имеет роль, определенную природой.

    Быстро перебирая ногами, юноша описывал круги, прельщая ловкостью, виртуозностью, неожиданно возникая перед ускользавшей всякий раз партнершей. Признаком удали считалось и считается, когда юноша, сомкнув пальцы за спиной девушки в танце, может обхватить талию не прикасаясь к ней, но в целом такой жест не вызывает симпатий публики. Если танцор перекрывает партнерше танцем все дороги, то по этикету ей следует танцевать на месте. Находясь в танце рядом с партнером, девушке следовало опускать руки, а взгляд останавливать на газырях его черкески. По мере ускорения ритма, воздух разрывается криком: «Орстох!». Танцующая пара приводила в восторг зрителей изяществом и грацией. «Именно в этом слиянии радости и веселья перед каждой девушкой и перед каждым юношей открываются возможности показать себя с лучшей стороны, показать свое мастерство, свой ум, свою воспитанность, а родителям и старшим порадоваться достижениям молодежи. Здесь пробуждается у каждого стремление быть лучше, красивее, достойнее», — пишет исследователь А.Танкиев. И только скромность девушки, соответствующая прекрасному, должному в нравственном облике ингушки, снова вводила партнера в уравновешенный танец. Особое уважение и почтение вызывал танец старца, виртуозностью телодвижений приводивший в восторг присутствующих. Все стоя приветствовали такой танец. С не меньшим восторгом встречали танец почетного для семьи гостя.

    Апофеозом ловзар был танец коня. Юноша в черкеске, опоясанный серебряным оружием, и конь в серебряной сбруе часто превосходили ожидания. Конь гарцевал под звуки мелодии, которая так и называлась: «мелодия, под которую кружат коня».

    — «Народный танец ингушей – это не просто изящное и виртуозное исполнение, это еще и выражение традиций, характера народа. Плавные и красивые движения девушек, строгость, скромность и вместе с тем грациозность, стремительные движения юношей, их ловкость, сила и талант покоряли зрителей. В ингушских танцах привлекают не внешние трюки, а целомудрие, элегантность, грация, благородство осанки, совершенство владения своей пластикой», – писал Р. Нашхоев.

    Танец вдохновлял кавказцев во все времена, помогал не пасть духом и защищать Отчизну, лезгинкой выражали протест в самые тяжелые минуты жизни. Так было и в день депортации 1944 года. «Юноша, которого солдаты подталкивали в вагон, вдруг стал неистово танцевать лезгинку, выражая протест. Все взоры обратились к нему и стали хлопать в такт. Улыбки сквозь слезы появились на суровых лицах. Все видели неистовый, со слезами на глазах, прощальный танец с Родиной», — писал очевидец этих событий. Кем был тот танцор? Имя его осталось неизвестным. Но это было состояние духа народа, запечатленного в танце, перед лицом безысходности. Лезгинкой провожали в советские годы молодых ребят в армию и встречали гостей.

    Сегодня народная хореография нашла свое воплощение в деятельности профессиональных коллективов, таких как Государственный ансамбль народного танца «Ингушетия», Государственный фольклорный ансамбль песни и танца «Магас», детский ансамбль танца «Сунжа» с. п. Орджоникидзевского, «Зори Ингушетии» г. Малгобека и многие другие.

    Источник: Этнографический дневник доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой.