• Музыкальное искусство и хореография

    Мы продолжаем публикацию этнографического материала доктора исторических наук Зейнеп Дзараховой. В этой статье речь пойдёт о музыкальном искусстве ингушей.

    С незапамятных времен ингуши владели искусством сложения и исполнения песен, воспринимали на слух мелодии и запоминали их. Музыка звучала на праздниках, свадьбах, во время обычных застолий, в дороге и за работой. В народе любили лирические, трудовые и колыбельные песни.

    Героями песен нередко становились ингушские нарты, на смену которым пришли героико-эпические песни (илли), воспевающие мужество, храбрость, дружбу, верность слову, нравственную чистоту, скромность.

    «Илли» исполнялись под аккомпанемент дахчан-пандара, либо народной разновидности скрипки, позднее – гармони и балалайки. «Каждая строка кончалась долгим и быстрым перебором струн», — писал этнограф-кавказовед Семенов.

    Исполнялись они мужчинами, простыми тружениками. Танцевальные мелодии (халхара ашараш) отличались разнообразием. Почти каждое селение имело свою мелодию лезгинки (джейрахская, назрановская, базоркинская и др.). Называли мелодию лезгинки и именами видных гармонистов и танцоров. К примеру, танцевальная мелодия в исполнении Касрат — «Касрат халхар йиша», музыка в исполнении Айшет, дочери Уми — «Уми Айшет халхар йиша», лезгинка Шамсудина – «Шамсудинна халхара йиша», песня, исполненная Идрисом – «Идрис даьккха илли» и др.

    Многообразие жанров песенной культуры показывают колыбельные и свадебные песни, песни-заговоры лекарей, плачи-причитания (песни-белхамаш) и мн. др. Лечение заговорами также долгое время сохранялось в обществе, давая надежду на излечение от той или иной болезни.

    О развитии музыкального искусства говорят и названия музыкальных инструментов, известных в прошлом ингушам: бубен (жиргIа), волынка (паьшк), шарманка (тIаьраска), зурна (зурма), барабан (фата), продолговатый походный барабан (биргIа), балалайка (дахчан пандар), гармошка (каьхат пандар), скрипка (ч1ондарг), инструмент «двенадцать сладких струн» (шитта мерз), свирель (шедалг), флейта (шеда), флейта из патиссона (шаьмали), зурна из тыквы (ябакх зурам), свисток (шок-локхарг) и др.

    Фольклорные источники говорят о музыкальных инструментах, на которых еще в древности играли предки ингушей. К примеру, эпический герой Колой-кант сделал из бедренной кости козленка зурну и на ней исполнил свою мелодию. Ее до сих пор знают в народе как «Мелодию Колой-канта». Из тростника и кости изготавливались инструменты, ставшие прототипами современных духовых инструментов.

    Этнографический материал показывает, что смычковые инструменты были особенно распространенными. Скрипка (ч1ондарг) со смычком пользовалась у ингушей особой популярностью. Исследователь Ф. Цолоева делила струнные инструменты на две группы – щипковые и смычковые. В первую группу входил двух-, трехструнный инструмент (дахчан пандар), во вторую группу – скрипка со смычком (чIондарг), тип виолончели (Iад хьокх пондар).

    Особой популярностью пользовались народные исполнители (илланчи), рассказывающие в тон музыкальному инструменту героические сказания прошлого. В народе отмечали их игру на музыкальном инструменте, красивый голос (хоза оаза), высокий голос (лакх оаза). Аккомпанируя себе, исполнитель импровизировал и, углубляясь в положение воспеваемого героя, пел о жизни, об исторических событиях, о личностях.

    Имена искусных музыкантов становились известными в своем краю. В конце ХIХ века в народе были широко известны имена исполнителей музыки на скрипках: Осман Барахоев (с. Барах), Хамид Богатырев (с. Эгикал), Джахар Дзарахов (с. Фалхан), Заам и Тотарч Мерешковы (с. Ангушт), Эсмурза Куриев (с. Нясаре), музыканты из с. Цори и многие другие. Они могли быть охотниками, земледельцами, ремесленниками и при этом хорошо умели играть на том или ином музыкальном инструменте.

    До сих пор сохранились аудиозаписи ингушских военных маршей, которые исполнял на флейте один из участников Ингушского полка Дикой Дивизии Тутал Элзбака.

    Со временем смычковые инструменты были вытеснены инструментом с более ярким и сильным звучанием – гармоникой. Чаще на гармонике играли девушки. Их имена становились известными в селе и обществе, а вертуозную игру помнили спустя многие годы.

    Эти исполнительницы — Раиса Ужахова, Ляля и Заида Мальсаговы, Аминат Нальгиева, Касрат Хашиева и многие другие. Нередко сами они писали слова и мелодии песен. Большой популярностью пользовались песни-диалоги юноши и девушки (ЙоIои е зIамигача сагои даьха иллеш), исполнявшиеся во время ловзар (игрища): «Девушка-княжна и вдовий сын» (Аьлан йоIи е жерочун воIи), «Песня сестры семерых братьев и вдовьего сына» (ВорхI веший йишийи е, жерочун воIийи илли), «Песня юноши и девушки во время ловзар» (ЙоIои е зIамигача сагои ловзарга даьккха илли) и другие.

    Особенностью этого жанра была художественная эмоциональность. Песни слагали в честь мужественных и лихих юношей, воспевали любовь, потому как воспитанные в глубокой сдержанности  ингуши только в песнях могли излить свою душу.