• Нам есть что беречь и чем гордиться

    4 20

    4 20

    Найдется ли такой человек, на которого не произвела бы впечатления древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками? Этот, по сути, риторический вопрос оставил как наследие древнеримский политический деятель, оратор и философ Марк Туллий Цицерон. Он же сказал, что «память слабеет, если ее не упражняешь».

    Наша память, по большому счету, никогда не слабела. Это и не позволительно, учитывая то, что в горах Ингушетии сосредоточено 89 исторических селений, свыше 1000 памятников архитектуры разной степени сохранности. Это жилые и оборонительные башни, храмы, склепы, святилища и другие архитектурные сооружения периода средневековья. Еще раз освежили нашу память грандиозные Аланские ворота при въезде в Магас, открытые недавно. Это событие вызвало широкий общественный резонанс и даже нездоровую реакцию со стороны отдельных «историков», которые давно уже предпринимают попытки «пристроить» века минувшие на службу  сегодняшним интересам того или иного народа. Их суждения, из-за своих политических и иных амбиций,  нас особо не должны волновать, главное —  чтобы мы помнили, кто мы есть и зачем.  К чему я все это?

    В СМИ России на днях была распространена информация, что в текущем году по поручению Министерства культуры страны НИИ культурного и природного наследия имени академика Дмитрия Лихачева составит рейтинг эффективности губернаторов по сохранению и популяризации историко-культурного наследия региона. Об этом, в частности, «Известиям» рассказал директор института Арсений Миронов.

    По словам автора идеи составления рейтинга, председателя Союза краеведов России Владимира Козлова, в число показателей, по которым будут оценивать глав регионов, могут войти: количество отреставрированных и утраченных памятников, число изданных книг по достопримечательностям региона, а также увеличение или уменьшение потока туристов.

    — У нас многое замыкается на губернаторах. Почему бы не ввести для них минимальные требования по знанию достопримечательностей своего региона? Также хотелось бы, чтобы при назначении губернатор проводил аттестацию своего аппарата по истории и культурному наследию края. Это бы решило много проблем, — считает Владимир Козлов.

    Напомним, что в конце прошлого года Президент России Владимир Путин и деятели культуры на заседании Совета по культуре обсудили тему охраны памятников культурного наследия. На встрече Президент поручил Минкультуры сформировать четкие предложения по защите памятников как федерального, так и регионального и местного значения. Владимир Путин отметил, что сохранение исторических памятников является одним из ключевых приоритетов. Он подчеркнул, что важно укреплять взаимодействие заинтересованных государственных структур с волонтерами, общественными организациями.

    — Сохранение исторической памяти – один из ключевых приоритетов, и особая роль здесь принадлежит материальному культурному наследию. В последние годы в центре внимания общественности, средств массовой информации регулярно оказываются, к сожалению, громкие конфликты вокруг застройки храмовых зон, разрушение памятников. Необходим самый серьезный анализ таких случаев, в том числе и для выявления пробелов, недоработок в законодательстве, — отметил Владимир Путин.

    Представители регионов отнеслись к инициативе положительно, а министры культуры отдельных субъектов России поспешили заявить, что их губернаторы окажутся в первых строках рейтинга, поскольку поддерживают культуру, принимают меры для реставрации памятников старины. Что ж, им можно пожелать только успехов, но обратимся к нашей действительности.

    К сожалению, известные 90-е годы безвременья сказались и на наших уникальных памятниках. Тогда знаменитая облепиховая роща в Таргимской котловине больше запомнилась бы туристам тем, что там проще простого было порезаться, наступив на осколок стекла от разбитой бутылки вина или минеральной воды любой известной марки. Это одна беда, вторая и большая – это когда рядом с вековыми башнями начали селиться люди, правда, многие не от хорошей жизни, а потому что оказались беженцами и вынужденными переселенцами в результате событий осени 1992 года, а затем и военных действий в Чечне. Потом появились «благодетели», которые решили отремонтировать некоторые памятники, якобы построенные их предками, мало что понимая в этом. Ведь наши башни, без преувеличения, достояние древней мировой архитектуры, и подход к их реконструкции должен быть более чем тщательным.

    Точку в этом вопросе решительно и категорично поставил Глава республики Юнус-Бек Евкуров. Он заявил: «Башни в горах Ингушетии – это исторические памятники федерального уровня. Они являются национальным достоянием, находятся под государственной охраной и никто не может селиться в заповедной зоне, тем более выпасать там скот, вести хозяйство».

    Перед правительством руководитель региона поставил задачу: в учебных заведениях больше внимания уделять лекциям по культуре и истории Ингушетии. «Рассказывайте о древних памятниках архитектуры и археологии. Только так молодежь будет знать свою красивую и богатую культуру, беречь ее и развивать», — отметил он.

    Действительно, нам есть что беречь. На маленькой территории современной Ингушетии сосредоточено  огромное количество памятников, датирующихся от эпохи каменного века вплоть до позднего средневековья. Только в горной зоне насчитывается около 108 средневековых археолого-архитектурных комплексов, 134 циклопических постройки и многие другие исторические сооружения. Тот же уникальный храм Тхаба-Ерды — памятник архитектуры, возникший около VIII-IX веков. Селение Вовнушки – башенные постройки XVI-XVII веков, комплекс сооружений, входящий в Джейрахско-Ассинский государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Один из самых ярких и экзотических башенных комплексов среди древних оборонительных строений ингушей. Не менее уникальный мавзолей Борга-Каш на равнинной части республики, в сельском поселении Плиево. Один из самых ранних сохранившихся мусульманских памятников не только в Ингушетии, но и на всем Северном Кавказе.

    Уж точно, на нас не могла не произвести впечатления «древность, засвидетельствованная и удостоверенная столькими славнейшими памятниками». Кому, как не нам, отдавая дань памяти и уважения предкам, возводить в центре Магаса стометровую Башню Согласия и принимать гостей «города солнца» через Аланские ворота! Как не издавать книги, журналы и большое количество буклетов из серии «Памятники Ингушетии», а также путеводитель по историческим местам, когда есть что показать и что рассказать. Как не иллюстрировать богатую историю, открыв замечательный Мемориал памяти и славы в Насыр-Корте.

    Нам еще многое предстоит, ведь на территории региона расположено большое количество архитектурных и исторических памятников, которые  могут стать прекрасными туристическими объектами. Взять ту же Назрановскую крепость. Является уникальным памятником русского фортификационного зодчества начала ХIХ века. С ней связаны различные значимые события и процессы и в истории ингушского народа, и в целом всего кавказского региона. В настоящее время часть исторической стены разрушена и требуется реставрация. Участники специальной комиссии уже озвучили предложение о необходимости создания макета памятника в формате 3D, с целью воссоздания точного образа Назрановской крепости и проведения последующих реставрационных работ.

    Также в республике в скором времени планируют увековечить память о князе Михаиле Тверском: в Магасе установят памятник, а в сельском поселении Средние Ачалуки откроют туристический маршрут и установят стелу. Именно наши предки готовы были вызволить князя из плена хана Узбека и спасти, но он отказался, сказав: «Во всю жизнь не бегал я от врагов, и если я один спасусь, а люди мои останутся в беде, какая мне слава? Нет, воля Господня да будет». В ближайшие годы будет отмечаться 700-летие со дня мученической смерти князя на территории современной Ингушетии.

    Как сказал философ, «память – это медная доска, покрытая буквами, которые время незаметно сглаживает, если порой не возобновляет их резцом». С этим у нас все в порядке, так что инициативу НИИ культурного и природного наследия имени академика Дмитрия Лихачева составить рейтинг эффективности губернаторов по сохранению и популяризации историко-культурного наследия региона можем только приветствовать.  Уверен, что в этом рейтинге Глава Ингушетии, как и сам наш субъект, окажутся в первых строках.