• Наш трёхглазый друг

    Трёхглазый спасатель человеческих жизней отметил свой 101 день рождения. Несмотря на преклонный возраст, он продолжает защищать нас на оживлённых дорогах нашей земли. 

    Вчера мир отметил Международный день светофора. Современная жизнь автострад немыслима без этого трехглазого устройства. Даже дети знают, что красный свет означает «стоп», желтый – «внимание», зеленый – «путь свободен». И все это четко, без лишней суеты, уже на уровне автоматического сознания.

    А всё началось в Америке, в 1914 году: 5 августа в городе Кливленде появился первый прародитель современного аппарата. Он был неуклюжим, имел всего два глаза – красный и зеленый. Когда свет переключался, устройство издавало звук, а руководил прибором полицейский в стеклянной будке.  Именно этот день и берут за точку отсчета появления этого изобретения, хотя ещё в 19 веке англичанин Джей Найт изобрел аппарат, который установили в 1868 году в Лондоне. Управляли им вручную, а когда темнело, включали газовый фонарь для подсветки. Через год один «глаз» взорвался, и полицейский, который управлял устройством, получил «боевые» ранения. После этого случая о светофоре забыли на целых полвека. А в 1910 году было его второе рождение, изобрели и запатентовали первый автоматический светофор. Привычный аппарат с тремя фонарями-сигналами появился лишь в 1920 году. Он был установлен в Детройте, а затем распространился по городам Америки и Европы. В Россию он дошел через 10 лет. Первый аппарат установили в Ленинграде, чуть позже  — в Москве.

    Дата появления первого светофора в Ингушетии доподлинно неизвестна. По мнению коренных жителей, это произошло в начале 90-х годов. Но начальник отдела эксплуатации государственного предприятия пассажирского транспорта РИ Наиб Бакаев утверждает, что первый светофор в Ингушетии зажег свои огни в начале 1994 года на пересечении улиц Базоркина и Картоева.

    – Это сегодня светофор – обыденная и привычная вещь, которая прочно вошла в нашу жизнь, – говорит Наиб Бакаев. – Но для молодой республики в 1994 году эта была первая ласточка, и довольно-таки затратная, и что было бы на наших дорогах без этого устройства сегодня, уже и представить себе сложно.