• Не нарушать традиции

    Праздник Мархаж один из самых главных и любимых у ингушей. Корни его уходят вглубь веков, но в Ингушетии в историческом контексте его отмечают относительно недавно – чуть больше полутора веков. К тому же у нас этот праздник имеет свой неповторимый национальный колорит и длится 3 дня.

    Первый день начинается с раздачи закята, коллективной праздничной молитвы, посещения кладбищ. Навещают сватов, ближайших родственников.

    На второй и третий дни навещают дальних родственников, друзей и знакомых. У холостых парней — это время нанесения визитов знакомым девушкам.

    Третий день считается (а точнее, считался до недавнего времени) женским. Теперь он, скорее, и мужской, и женский. Хотя раньше первый и второй дни предназначались строго для мужчин, на третий день женщины освобождались от домашних забот, им полагалось проведать всех своих родственников. Но наши мужчины женщинам и этот законный день отдавать не спешат…

    В эти три дня мусульмане всего мира поздравляют друг друга с окончанием месяца Рамадан, но эти поздравления ни в коем случае не являются радостью по поводу его окончания. Радость от того, что ты держал пост, молился, смог оказать какую-то помощь близким, а не от того, что месяц закончился и теперь можно завтракать, обедать и ужинать.

    Но не только об этом хотелось сказать. Понаблюдаем, что с нами происходит перед праздниками. Догадались о чем я? Нет, ну правда, словно не было другого времени, женская часть населения, как мошкара, заполняет все хозяйственные и мебельные магазины. Просто побелить и покрасить в доме недостаточно. Если в прихожей не будет нового гарнитура, в зале — дорогих гардин и штор по последней моде, мягкой мебели, обоев, рухнет ли мир?

    Девушки все силы бросают на поиски сногсшибательных нарядов по последнему писку моды. Сам писк, естественно, стоит не дешево. Религия напоминает нам о том, что во всем должна быть мера. Умеренности нам как раз и не хватает.

    Ещё один немаловажный аспект – угощение для гостей. В последние годы приготовление праздничного угощения сводится к тому, чтобы как можно пышнее накрыть стол, закупить как можно больше продуктов, нужных и не очень, экзотических, к которым мы порой даже не знаем, как подступиться.

    Почему-то с праздничных столов стали исчезать блюда национальной кухни. Хотя на нем ещё остались чесночный соус и вареное мясо. А где, например, б1ар (ингушская колбаса), лепешки (ольгаш и ч1аьпилгаш), къодар (творог, растопленный в масле), сискал (лепешка из кукурузной муки), хьовла (ингушская халва), мерза дуг (сладкий плов)?

    Вы уверены, что многие из ваших гостей потянутся за фисташками и сухофруктами, увидев на столе такие лакомства?

    Нельзя обойти вниманием и такой вопрос как аварийность на дорогах. В праздничные дни риск попасть в ДТП возрастает даже для опытных водителей, что уж говорить о совсем юных ребятах, недавно севших за руль. Вот только их родителей печальная статистика предыдущих лет, увы, ничему не учит.

    Праздники пройдут очень быстро, а люди, пострадавшие по чужой вине, могут быть надолго прикованы к больничной койке, стать инвалидами или вообще уйти из жизни. Лихач не только укорачивает свою жизнь, в эти дни он приносит огромное горе в чужие дома.

    Удивить людей какой-то «крутой» машиной или скоростью сегодня невозможно. Они и так в шоке от этих «выкрутасов» на дорогах: то станут посреди трассы и разговаривают, сидя в машинах, то включат на всю громкость музыку.

    Такое поведение ставит под сомнение, что пост таких людей будет принят Всевышним. Поскольку человек должен был осознать, что ему дали шанс отдалиться от тех ошибок, которые он совершил в прошлом году. Если он их совершает вновь, значит так и не понял сути поста. Не понял, какое благо ему было дано. Что тут можно добавить? Ничего, кроме сожаления.

    Но не будем о грустном. Мархаж, помимо всего прочего, это ещё и хорошая возможность найти невесту для тех, кто решил обзавестись семьёй. По традиции в эти три дня поздравить с праздником может и тот, кто имеет виды на девушку. И его обязательно одарят платком.

    Традиция дарения платочка также имеет свои корни. Она была знаком особого уважения, если речь шла о родственниках (бехке захалаш) или же знаком симпатии, если одариваемый был холостым молодым человеком.

    Но если мы отойдём немного от осовремененного обычая, то выясним, что мужчина старался поздравить избранницу сердца с благополучным окончанием поста, приехав к ней один, а не в окружении толпы товарищей, и никогда не позволял себе зайти в дом к девушке, которой он симпатизировал. Потому что он намеревался породниться с этим домом. И ему для этого вовсе не нужно было проверять ее кулинарные способности, потому что раньше девушек учили готовить ещё с детства.

    Современная молодёжь по-своему интерпретирует эту традицию. Пользуясь тем, что гостям в рубашках-запонках прислуживает незамужняя красавица, те, вопреки элементарным нормам приличия, засиживаются за полночь, забывая при этом, что изначально ингушскими адатами вовсе не подразумевались долгие посиделки за праздничным столом в гостях у незнакомых людей. Так может и нам не стоит «изобретать велосипед»? Разве мы не должны бережно сохранять свои обычаи и культуру?

    Давайте задумаемся еще раз, прежде чем в очередной раз превращать эти дни в банальный «праздник живота», в пустое бахвальство и глупое транжирство. Вспомним, что суть прошедшего месяца Рамадан в том, чтобы заслужить прощение Создателя. Марх къоабал хилда вай массане!