• Не терять духовности

     

    Социальные сети – это, безусловно, технологический прорыв в общении. Сегодня они занимают лидирующее положение по посещаемости в интернет- пространстве. Люди проводят огромное количество времени, в среднем от 2 до 6 часов в день, общаясь друг с другом, обмениваясь фотографиями, видеозаписями и другими материалами в «Одноклассниках», «Фейсбуке», «ВКонтакте», «В кругу» и т.д.

    И это хорошо, ведь виртуальное общение позволяет пересечь временные и территориальные барьеры, расширяет возможности обмена знаниями, помогает поддерживать связь с далёкими родственниками, друзьями и тому подобное. Сегодня социальные сети стали и связующим звеном власти и народа, так сказать средством быстрого реагирования на те или иные недостатки в «царстве-государстве». И это даже радует нас, как представителей народа.

    Но в то же время немало у этого революционного прорыва и негативных сторон.

    Так, по данным исследования Принстонского исследовательского университета США, пребывание в социальных сетях становится сегодня настолько зависимым, что 80% пользователей и дня не представляют себе без возможности заглянуть и посмотреть, кто там «лайкнул» или прокомментировал их пост; треть опрошенных приходит в ужас, представляя, что что-то может случиться с их аккаунтом; 37% публикуют никому не интересные факты из их личной жизни; 15% просто отслеживают разные профили в социальных сетях. Есть и такие, кто сегодня социальные сети называет глобальным помешательством современного человека, и отчасти они правы. Сегодня в социальных сетях общаются меж собой супруги, родители с детьми, учащиеся на уроках и переменах, разумеется, влюблённые, одинокие, ищущие себе жениха или невесту. Говорят обо всём и ни о чём: об общественных проблемах и государственных, о семейных и личных. «Зависшие в сетях» практически отгораживаются от действительности. В какой-то момент они начинают думать, что социальные сети — это настоящий мир, и переселяются в него жить, собирая энное число подписчиков, демонстрируя и информируя всех о каждом своём шаге, отражая в статусах и постах своё душевное состояние, подводя под умозаключения свои и чужие мысли, порой довольно банальные, с неприкрытым желанием показать свою продвинутость и активность.  Говорит «социальный завсегдатай» в сетях свободно, беззастенчиво, выкладывает своё мнение, выдавая его за открытие, порой и аксиому, выплёскивает с лёгкостью в экспрессивной форме, цинично и невежественно «желчь». Хотя в обычной жизни, глядя в глаза, будет следить за каждым сказанным словом, потому что непроизвольно сработают веками отточенные нормы морали человеческого общения, иначе говоря, культурные фильтры. В социальных сетях они сегодня несколько «размыты», видимо, общество ещё не созрело для такого вида общения, техника заметно опережает общественное сознание. Будем надеяться, что время само расставит всё по местам. Только не потерять бы к тому времени самое святое, простое человеческое.

    По мнению психологов, если отслеживать ежедневно профили активных пользователей, то 95% из них можно с абсолютной точностью поставить диагноз их психологическому состоянию. «Засевшие в социальных сетях сами же распыляют свой мир, своё мировосприятие, —  говорит психолог Луиза Аушева. —  Добровольно нарушая принцип личностной конфиденциальности, они непроизвольно способствуют обострению внутренних противоречий. Хотя и бытует мнение, что внутренний конфликт по сравнению с межличностным не представляет собой серьезной угрозы и является следствием временных сложностей, в действительности все обстоит иначе. Бороться приходится с самим собой. Хотя внутренний конфликт — необходимое условие для развития личности, но достичь компромисса со своим «я» не каждый в состоянии. Особенно, сидя у монитора, при полном отсутствии критики и анализа действий, да ещё и поощряемые «лайками» и комплиментами, в состоянии непревзойдённости. Человек, как правило, не склонен негативно оценивать себя или ситуацию вокруг себя, анализировать степень своей зависимости. Он в итоге идёт дальше, к новым постам, к новым статусам, отягощая своё «социально зависимое» состояние, теряя связь с действительностью, действуя на уровне подсознания, меняя своё отношение к жизни, к окружающим и к самому себе. При таком конфликте затрагиваются глубинные пласты психики, и человек легко впадает в депрессию.

    У читателя может сложиться мнение, что автор этих строк вообще не приемлет общение в социальных сетях. Отнюдь нет. На мой взгляд, пользоваться социальными сетями можно — и зачастую нужно. Это, по большому счёту, инструмент, и он не виноват, что «культура общения» здесь ещё не до конца выстроена, что неопределенная пространность Интернета у некоторых вызывает неверные подходы в использовании данных нам передовых технологических возможностей общения.

    — Общение в Интернете должно быть столь же разумным, как и в жизни, — говорит заместитель мэра города Назрани, председатель Общественного совета при МВД РИ Магомед Бекмурзиев. – Сегодня оно стало проблемой не только подростков, но и домохозяек, педагогов, экономистов и юристов, общественных и политических деятелей. Здесь происходят вещи, абсолютно не отвечающие нашей культуре, нашей ментальности. Девушки, да и мужчины беззастенчиво позируют с экрана, армия «поклонников» комментирует, как она или он прекрасны. Я в принципе не против фотографий, но таких, которые несут в себе какую-то информацию или содержат воспитательный аспект. Не приемлю категорически общение с «анонимом», даже не рассматриваю подобное ни в каком варианте. Категорически против, чтобы узнаваемые люди писали о каждом своём движении, типа «выглянул в окно», «увидел облака», информацию ни о чём, выставляя обыкновенную бытовуху или чувства, присущие каждому. Другое дело, если обсуждение идёт по теме в группе любителей того или иного направления.   Умение самоограничиваться, самоконтролироваться надо воспитывать в себе. С друзьями и близкими, думаю, беседы вести лучше в «личке», как говорят, а не в открытом формате, как часто это происходит. Это всё равно, что на рынке в рупор знакомые начнут осведомляться друг у друга о здоровье, о делах, станут обмениваться комплиментами и любезностями. Здесь, скорее, не срабатывает тонкая грань, за которую не стоило бы переходить. В общем, думаю, что пользоваться социальными сетями нужно и можно, но грамотно и в качестве дополнения, а не замены реального общения, и если оно приносит пользу и приятные эмоции, а не используется как площадка для честолюбивых и амбициозных высказываний. Можно пользоваться  в целях патриотического, нравственного воспитания, для передачи и обмена культурно-историческими ценностями, для информационного пространства и тому подобное.

    Работать над собой  советует и психолог Луиза Аушева: «Не увлекайтесь, всё должно быть в меру. Есть свободная минутка — поговорите с матерью, с родственниками, с соседом, с ребёнком, зайдите к другу, которого вы просто забыли или оставили за ненужностью. Ведь одна встреча и живое общение, когда ты видишь собеседника, слышишь его, смотришь ему в глаза, куда продуктивнее, чем тысяча виртуальных друзей и подмигиваний».

    Однако не всё так печально. Если верить учёным того же Принстонского исследовательского университета США Джону Каннарелли и Джошуа Спеклеру, к 2017 году большинство участников социальных сетей откажутся от этой платформы, а ещё через года два сети потеряют 80% своих пользователей. Видимо, к захватившей население эпидемии «сетемании» появится стойкий иммунитет, и остальные 20% буду использовать эти достижения техники в разумных целях. А пока ещё есть время, господа «заседатели», есть тема для обсуждения, есть над чем задуматься. Пока вы сидите в сетях, в реальной жизни может произойти трещина, которую вы обнаружите лишь спустя время. Не опоздать бы только, не потерять бы духовность.