• Не за красивые глаза…

    zeinep

    Великие мыслители считали своим долгом овладеть культурой своего народа, его художественным творчеством, выражающим нравы, обычаи, традиции, этические вкусы и психологию…Без сомнения, именно к таким мыслителям смело можно отнести и нашу соотечественницу, доктора исторических наук Зейнап Магомет-Тагировну Дзарахову.

    Ознакомившись с научными трудами З. Дзараховой, понимаешь, что её называют «глубоко традиционной и интернациональной женщиной Кавказа» не за красивые глаза, а за тот огромный вклад, который она внесла в науку, открывая для нас неизвестные доселе исторические страницы великого прошлого нашего народа. Зейнап Дзарахова отметила на днях свой день рождения, на празднование которого были приглашены самые близкие и родные люди именинницы.

    Детство и юность

    Сколько себя помнит Зейнап, она была лидером во всём, и в школе училась очень хорошо. Принимала активное участие в художественной самодеятельности и параллельно училась в музыкальной школе. В 1974 году, когда в г. Орджоникидзе открывался республиканский Дворец пионеров, она стояла в шеренге ведущих барабанщиков, а на церемонии празднования Дня Победы на зависть всем играла на барабане военный марш. И это в 4-ом классе! Помимо этого, Зейнап успешно осваивала изобразительное искусство. Её картины выставлялись на республиканских конкурсах и получали призовые места. Преподаватель художественной школы Николай Суханов не скрывал, что возлагает большие надежды именно на ингушских учеников – Дауда Оздоева и Зейнап Дзарахову (Барахоеву в девичестве). И время показало, что это было не случайно. Д. Оздоев стал народным художником Ингушетии, а Зейнап Дзарахова – видным научным деятелем.

    После школы Зейнап поступает в Орджоникидзевское педагогическое училище, в стенах которого её продолжало преследовать то самое лидерство, которым она заразилась ещё в детстве. Была бессменной старостой курса, организатором семейной группы из ингушей, которые учились на разных курсах.

    Вспоминая эти годы, она говорит, что все они были дружными и сплоченными, как кулак. Часто организовывали вечера культуры, в которых роль организатора, художника и музыканта отводилась, конечно, ей. А танцевала она на носках так, что равных ей не было даже среди парней! Отсюда видно, что характер у Зейнап был волевой и решительный. Заметил это и директор училища А. Д. Тлатов, который с большим уважением относился к ингушским парням и девушкам с твёрдым характером и успевающим в учебе. После вручения диплома директор позвал Зейнап в свой кабинет и дал свои наставления, посоветовав ей не останавливаться на этом и продолжить учёбу. По её словам, именно этот человек, историк по образованию, один из первых указал ей правильный курс. Так она становится студенткой исторического факультета СОГУ им. К. Хетагурова, который успешно окончила в 1988 году.

    Дорога в науку

    Сказать, что это было непросто, значит – ничего не сказать. Шёл 1992 год. Зейнап вместе с семьей вынужденно покинула Пригородный район и постепенно привыкала к несладкой доле беженцев то в больничной палате, то в вагончике. Денег порой не хватало даже на питание, но родственники были рядом и помогали, чем могли. И вдруг среди такого хаоса, как гром средь бела дня, появившееся у неё желание поступить в аспирантуру ввергло в шок не только близких Зейнап, но и удивило ее саму, отчасти. И только твердая внутренняя убежденность диктовала свои законы, от которых она не смогла отказаться: днём работала, а ночами писала. Благо, муж Зейнап оказался настоящим другом в её новом деле: он не мешал, а наоборот, поддерживал.

    Сначала она стала соискателем кандидатской степени в Пятигорском лингвистическом университете, тему которой предложил ей прекрасный педагог В. В. Лазарев. Параллельно увлеклась Зейнап и научными форумами: организовывала участие представительной ингушской делегации на международных симпозиумах и форумах, которые проходили в стенах Пятигорского университета. Немного позже проректор по науке ИнгГУ З. Султыгова пригласила Дзарахову в аспирантуру, где руководителем был Абукар Танкиев. Таким образом, в 2000 году Зейнап Дзарахова стала первой выпускницей аспирантуры нашего университета. А спустя семь лет первой из числа научных работников ИнгНИИ она защитила докторскую диссертацию и стала доктором исторических наук.

    Зейнап вспоминает, как в дни защиты докторской она не раз слышала, как учёные-коллеги из других республик обсуждали между собой: «Вы только подумайте, эта ингушка является матерью пятерых детей, вынужденной переселенкой из Пригородного района, но это не помешало её стремлению стать ученой! Это единственный случай даже для Кавказа. Неординарный!»

    Трудовая деятельность

    В разные годы Зейнап Дзарахова работала в школах Северной Осетии и Ингушетии, преподавала в Назрановском медицинском колледже, Ингушском госуниверситете, а также плодотворно трудилась в Администрации Президента РИ и Министерстве национальностей РИ. Сегодня она является заместителем директора по научной работе в Ингушском научно-исследовательском институте им. Чаха Ахриева. Необходимо отметить, что Зейнап Магомет-Тагировна могла работать одновременно в нескольких местах. То, что давалось другим огромными усилиями, в том числе и руководящие должности, ей даже в молодые годы давалось легко и просто.

    Так, однажды директор школы №20, в которой работала Зейнап до осетино-ингушского конфликта, по своей собственной инициативе решил перевести её из школы на хорошую и очень перспективную, по тем временам, должность инструктора по истории в районо Промышленного района СОАССР. Но Зейнап отказалась от такого выгодного предложения, потому как считала, что сначала нужно состояться и укрепиться в своей профессии. Такой благородный поступок нашей героини лишний раз показывает, что она всегда требовала от себя больше.

    Надо сказать, что подобные предложения к ней поступали и позже, но она каждый раз уходила от них, так как твёрдо знала, что её кредо – это наука, связанная с этнографией народа, это творчество и живое общение.

    Этнография – дело всей жизни

    Этот раздел науки изучает жизнь и быт народов. И поэтому справедливости ради надо заметить, что люди, идущие туда, непременно должны любить свой народ и его культуру. Наверное, поэтому Зейнап Дзарахова, как истинная патриотка своей нации, не могла поступить иначе, и пошла по пути исследования богатого древа ингушского этноса, уходящего своими корнями в глубь веков.

    — Скорее всего, этнография выбрала меня, — говорит Зейнап, — и произошло это именно в тот период, когда среди наших ученых-кавказоведов мало кто занимался этой наукой. Почувствовав такой недопустимый пробел, я решила взять на себя смелость быть собирателем народных устоев. Ведь история сохраняется не только в письменных данных. Она – в его традициях и обычаях, представлени¬ях об окружающем мире, верованиях, орудиях труда, пище, одежде и жилище, а также в памятниках древности, которые встре¬чаются на могильных полях и местах древних поселений, в легендах и эпических сказаниях, то есть во всем комплексе культуры, созданном народом и отличающем его от других. Как этнограф, я понимала, что в исторической науке ингушей – непочатый край работы, особенно в области этнографии. И поэтому сразу после защиты докторской диссертации по исторической этнографии занялась вопросами формирования группы этнографов в ИнгНИИ. После моего письменного обращения в Российскую академию наук для наших сотрудников были предоставлены целевые места в аспирантуру по специальностям «Этнография» и «Археология».

    Творческий путь доктора исторических наук З. Дзараховой говорит сам за себя – она является автором 150 научных статей и публикаций и выпустила в свет солидное количество книг на историческую тему. В настоящее время есть готовые к изданию материалы по этнографии, которые ждут своего часа, точнее – издателя.

    Новая Ассоциация

    Научные деятели и представители общественности нашей республики знают, что благодаря инициативе З. Дзараховой недавно было создано Ингушское региональное отделение Ассоциации антропологов и этнологов России, руководителем которого она и назначена. Надо сказать, что Ассоциация антропологов – это общественное объединение, в рамках которого Зейнап Магомет-Тагировна занимается своей научной работой. С этой целью доктор наук проводит в своем офисе интересные встречи, круглые столы. Так, например, в начале года сотрудниками ИРО ААЭР была проведена презентация первого сборника стихов Абдул-Хамида Барахоева «Пишу во славу ингушей», в которой приняли участие известные историки, поэты и писатели нашей республики. А недавно, с целью пополнения научного фонда Ассоциации, она ездила в Грузию, где ей посчастливилось познакомиться с жизнью и бытом бацбийского сообщества, являющегося ответвлением ингушского народа.

    — Это очень интересные люди, которые имеют с нами кровное родство, — сказала она и выразила желание углублять в дальнейшем с ними связи по линии культурного и научного обмена.

    Действительно, духовные ценности многих народов, достойные самого серьёзного внимания со стороны, в нашей стране долго оставались без должного анализа и осмысления, что, к сожалению, имело и заметные негативные последствия для народов, их духовности. Народы пытаются постичь корни национального самосознания и понять культуру своего этноса. Народы чувствуют, что необходимы кардинальные изменения в области национальной политики и культуры в плане обеспечения реальной возможности сохранения своей самобытности, языка, национальных традиций и обычаев. Непременным условием их сотрудничества является признание права каждого на уважение его национальных ценностей.

    Выразив свои искренние пожелания добра и счастья нашей героине в связи с днём её рождения, мы на прощание поинтересовались у неё, какие черты характера она ценит в людях, и считает ли она себя счастливым человеком.

    — Я очень тяжело переношу подлость и двуличие, — сказала она, — и поэтому уверена, что самые лучшие черты характера – это честь и чистая совесть! Наличие таких качеств в людях дают нашему обществу новые силы для жизни и вдохновения! А что касается того, счастлива ли я сегодня, то могу с уверенностью сказать, что счастлива.

    — Я человек консервативный, — говорит Зейнап, — и поэтому считаю, что в наших адатах, в нашей культуре продумано всё до мелочей. В них есть то скрепляющее и благородное начало, которое так необходимо нам всем. В культуре ингушей заложено всё: благородство, сдержанность, мудрость, уважение к возрасту, забота о сохранении чести и достоинства.