• Непонятные танцы

    118 1

    Вряд ли кто станет отрицать, что ингушские традиции и обычаи претерпели значительные изменения в сравнении с прошлым. Однако мы должны понимать, что это естественный процесс, все течет, все изменяется, как говорили древние. В том числе и ингушский танец. Но это никак не оправдывает тех, кто превратил танец в нечто скоморошье. 

    Ингушский танец! Это уникальное явление. Даже в Казахстане и Средней Азии во время депортации он продолжал жить, хотя народу было не до танцев. В ингушском танце одновременно сочетались гордость и воинственность, высокий дух и презрение к смерти, благородство и честь, красота и грациозность.

    В наше время ингушский танец — это уже развлекательный жанр, в основном применяемый на свадьбах, и отражает далеко не то, что в него вкладывали изначально. Теперь «танцоры» стремятся показать лишь себя. Всем своим видом как бы подчеркивая, посмотрите как я красив, находчив и грациозен. И совершенно не задумывается, с кем он танцует? А танцует-то он с девушкой!

    Директор Республиканского Дома народного творчества Беслан Газдиев, далеко не новичок в хореографии и знающий толк в танцах специалист, называет это явление грубейшим нарушением этики и даже эстетики: «Иногда бывает так, что танцор до такой степени себя хочет преподнести окружающим, что забывает, что танцует с девушкой, а потом, когда уже выдыхается и устает показывать свою удаль, то вспоминает про свою партнершу и начинает ее искать. Как будто бы ищет пятый угол в комнате. Тем самым наносит ей оскорбление. Сам собой напрашивается вопрос: «Если этот парень не собирался обращать внимание на танцующую рядом с ним девушку, зачем надо было ее приглашать? Танцевал бы сам!»

    Сегодняшний ингушский танец вообще не выражает наш характер. Ну, нельзя же так уродовать азы ингушского танца! Все чаще используются какие-то движения непонятного происхождения. Например, скрещивание ног и сбалансированное раскачивание на весу. Беслан Газдиев поясняет, что это чисто калмыкское движение в танце «Чечердык».

    К сожалению, сегодня нашу хореографию молодые люди превращают в цирк и акробатику. Горец, исполняя танец, никогда не опускал голову, плечи и туловище, но сегодня молодые люди танцуют так, будто готовы упасть перед девушкой.

    Согласен с этим и художественный руководитель государственного ансамбля народного танца «Ингушетия» Руслан Гадаборшев: «Многие сейчас пытаются осовременить ингушский танец. И выглядит это очень неприлично. В нашем танце есть определенные рамки, которые нельзя переступать. К примеру, выходить танцевать в круг два парня одновременно не могут. Нельзя допускать неприличные телодвижения».

    Борис Харсиев, заведующий отделом антологии НИИ им. Чаха Ахриева, и вовсе уверен: «Не умеешь танцевать, научись! Танцуй так, чтобы сразу было видно, что ты достойный, что ты культурный, что ты настоящий ингуш, который обладает высокой степенью благородства. Покажи в танце свою честь, а не спесь!»

    А вот народный артист Ваха Хадзиев в своих оценках более резок: «Нельзя относиться к танцу несерьезно. Ведь это культура целого народа, его внутреннее состояние. А наши парни танцуют так, как будто занимаются восточными единоборствами. Многие, к сожалению, вести себя в обществе не умеют, по-хамски ведут себя, от слов «честь» и «благородство» остался пустой звук. Это очень серьезная проблема. Если ее не решать, мы вырастим воробьев, а не орлов!»

    Почему танцы на многих свадьбах запрещают? Почему от этого обычая отходят? Да потому, что танец превратился в какой-то винегрет, непонятный набор движений со смесью индийского и западного. И потому что не умеют себя вести. В общем, каждый танцует, как умеет.

    Психолог Тимур Галай констатирует: «Я еще помню времена, когда на улице тебе могли сделать замечание. Сейчас почему-то люди ни во что не вмешиваются. Если, например, в танце человек ведет себя по-хамски — никто не сделает ему замечание. Человек наглеет на дорогах — никто не сделает ему замечание. Абсолютное равнодушие, и самое страшное — это становится нормой».

    Трудно не согласиться. От себя бы добавила, голос общественности нужен. И в первую очередь там, где огрехи в воспитании очевидны. А как правильно вести себя в танце, можно увидеть на этой фотографии. Почувствовали разницу?