• Об исламе на языке жестов

    163 13

    Сегодня в нашей стране отмечают День сурдопереводчика. Конечно же, это особый день не только для представителей этой уникальной и благородной профессии. Возможно, даже в большей степени, чем самим специалистам по сурдопереводу, он значим для тех людей, которым они служат – тем, кто лишен такого простого и привычного для большинства из нас дара – дара слышать.

    В республике много делается для того, чтобы в нашем обществе комфортно жилось всем его членам, в том числе и тем, кого принято называть людьми с ограниченными физическими возможностями. Не остаются в стороне от этого процесса и представители духовенства. Канун нынешнего профессионального праздника сурдопереводчиков ознаменовался важным событием как для инвалидов по слуху, так и в целом для духовной жизни региона.

    С прошлой общей пятничной молитвы – рузба — речь имама в Центральной мечети г. Назрань для глухих и слабослышащих прихожан на язык жестов переводит специалист по сурдопереводу. Эта важная и благородная миссия поручена Хасултану Акталиеву из селения Экажево. О проблемах адаптации неслышащих в говорящей среде он знает лучше, чем кто-либо, поскольку сам является членом Всероссийского общества глухих.

    Решение о необходимости переводить пятничные хутбы на сурдоязык было принято после того, как в период подготовки к хаджу в Духовное управление обратилась с письмом группа инвалидов по слуху с просьбой организовать при одной из мечетей республики возможность понимать наставления имама.

    Нужен был человек, который обладал бы и специальными навыками, и при этом разбирался бы в вопросах религии. Хасултана Акталиева предложили сами члены регионального отделения ВОГ.

    Центральная мечеть Назрани была выбрана местом эксперимента из-за её транспортной доступности и удобства расположения. В этот день в мечети тема проповеди была посвящена проблемам инвалидов, и тому, каким должно быть, в соответствии с канонами ислама,отношение общества к этой категории его членов.

    В планах на ближайшую перспективу организация ежемесячных встреч алимов со слабослышащими и глухонемыми жителями республики, в ходе которых будут разъясняться основные аспекты веры, а инвалиды в свою очередь смогут задать любые интересующие их вопросы.

    Все вышесказанное хотелось бы подытожить историей одного слепца по имени Абдуллах ибн Умм Мактум.

    Однажды пророк Мухаммад (с.а.в.) встретился с мекканскими лидерами для разъяснения сути ислама. Во время беседы к нему подошёл Абдуллах ибн Умм Мактум и сказал: «О Посланник Аллаха научи меня тому, чему тебя научил Аллах». Слепой не видел, что в этот момент Посланник (с.а.в.) был занят и он говорит с другими людьми и был очень настойчив в своей просьбе. В среде же мекканской знати не было принято, чтобы простой бедный человек находился рядом с ними и вмешивался в их беседы. Мухаммаду также не понравилось поведение слепца и он, нахмурившись, отвернулся от Абдуллаха, который после этого ушёл. По этому поводу были ниспосланы первые аяты суры «Абаса» («Нахмурился»), в которых Создатель упрекает Мухаммада (с.а.в.) за такую реакцию. Суть примерно в том, что этот ищущий знаний слепой более достоин внимания, чем эти пресыщенные богачи, которым нет дела до истины.

    Передается, что впоследствии Пророк при встрече с Абдуллах ибн Умм Мактум всегда оказывал ему особое внимание. Он порой расстилал перед ним свою накидку, приглашая сесть, и говорил с ним уважительно и тепло. Он напоминал, что слепой тот человек, из-за которого он получил упрек от Всевышнего.