-
Одежда и украшения
Лилия Восточная | 22.07.2015 |Продолжение. Начало в №105
Мужской костюм, особенно у состоятельных людей, долгое время имел некоторые функциональные компоненты, которые могли служить и украшениями — пояс (тIехкар), газыри (бустамаш), часы (сахьат) и т.д. Пояса носили двух типов: кожаные с металлическим набором и из ткани или войлока. Во второй половине XIX — начале XX в. более всего были распространены пояса в виде узкого кожаного ремня, которые были доступны любому горцу.
Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик продевали в подвижную обоймочку. Праздничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными бляшками и подвесками разной формы.
О длительности бытования этого элемента одежды свидетельствуют и археологические материалы. Е. Крупнов писал: «Каждый покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом. Среди обычных кресал находились и крупные, в виде уплощенных фибул».
Пояс представлял элемент этикета. Неподпоясанному мужчине неприлично было выйти на улицу, показаться старику или человеку по статусу выше него. Не носили пояса очень глубокие старики и мальчики и мужчины во время траура.
Функциональное назначение пояса было достаточно широким, отмечает этнограф Е. Студенецкая: «К поясу подвешивали различные предметы, необходимые мужчине в дороге, на охоте. Это были: сальница или жирница — прямоугольная металлическая коробочка с салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др. Пастух мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота. Одним словом, пояс заменял карманы. Но, самое главное — на поясе висело оружие: кинжал (или нож в деревянных полуножнах), пистолет и иногда шашка».
Богато украшенный пояс был престижной частью мужского гардероба и свидетельствовал о социальном и имущественном положении владельца. Носили и широкие матерчатые пояса, в основном старики, муллы, хаджи, а также мужчины в период траура. Ими могли подпоясать бешмет, но не черкеску. Сложенную в несколько раз материю (холст, шелк) скручивали жгутом, оборачивали дважды вокруг талии и спускали спереди двумя концами. Войлочные пояса шириной 4-6 см повязывали во время косьбы.
Черкеска, в отличие от сходных по покрою кафтанов, отличалась карманчиками для газырей, которые с конца XVIII в. стали нашивать на черкеску по обеим сторонам груди (по 7-9 штук). Изначально они выполняли не столько декоративную, сколько практическую функцию. В них хранились заряды для кремневых ружей и пистолетов, помещавшиеся в специальных емкостях, патронах, имеющих декоративные серебряные крышки.
В позднесредневековых погребениях Ингушетии обнаружены мужские кольца из бронзы. Со второй половины XIX – начала ХХ века роскошным дополнением мужского костюма стали карманные часы, их как престижный мужской аксессуар стали использовать широко и в качестве подарка.
Костюм — бешмет, черкеска из темного сукна с «кабардинкой» (низкой, отороченной каракулем суконной шапочкой) или папахой, штаны, черные кожаные «чувяки» и кожаные ноговицы — по замечанию Н.Ф. Яковлева, был по-прежнему скромным и отличался отсутствием украшений. Только на ременном поясе висел кинжал в простых черных ножнах, а иногда и «маузер».
В 1920-1930-х годах бешмет (особенно у молодежи) стала вытеснять «кавказская рубаха», где сочетались черты бешмета (высокий стоячий воротник, разрез посередине в верхней части груди, застегивающийся на мелкие пуговки и петельки из шнурка) и рубахи. Ее носили с брюками-галифе.
Этот комплект был удобен для всадника и хорошо сочетался с сапогами и ноговицами, поэтому на Кавказе он быстро приобрел широкую популярность.
С 60-х годов ХХ века стал уже входить в обиход мужской костюм европейского покроя.
В начале 1990-х годов регион затронула тенденция носить массивные золотые часы, перстни, цепочки и пр. Однако она довольно быстро прошла. Но вот тренд «мусульманской моды» стал набирать заметную силу уже в начале ХХI века.
«Костюм мюрида» (мурдий барцкъаш) – это современная модификация кавказской рубахи в сочетании с брюками классического покроя из легких (льняных или хлопчатобумажных) или из более плотных тканей, например, вельвета с традиционной папахой или шапочкой, напоминающей по форме тюбетейку (беттиг). Поверх такого костюма в прохладную погоду надевают, как правило, жилетку.
Из украшений мужчины отдают предпочтение хорошим, дорогим часам, но со стальным или титановым корпусом, некоторые носят серебряные перстни (на правой руке).
Продолжение следует
Рубрики: История
Новости
-
Ученые назвали природной аномалией ливни с градом на Северном Кавказе
-
Олимпийские чемпионы по дзюдо оставили отпечатки рук на аллее спортивной славы в Магасе
-
В жителя Ингушетии выстрелили из охотничьего ружья
-
Ингушский завод «Полимер» поставил в регионы России порядка 4 тысяч тонн труб
-
Ингушский Фонд «Солидарность» строит дом для очередной нуждающейся семьи
-
Ингушский гроссмейстер Эрнесто Инаркиев проведёт 12 июня сеанс одновременной игры
-
Сбившего насмерть ребенка водителя разыскивает полиция
-
Выставка «Будущее Ингушетии – глазами детей» продлится до 6 июля
-
Правоохранители нашли в легковой машине гранату и боеприпасы
-
Передвижные приёмные Пенсионного фонда будут работать в ряде населённых пунктов Ингушетии
-
На территории мэрии Назрани развернут шатёр Рамадана
-
Пяти регионам Северного Кавказа правительство России выделит два миллиарда рублей
-
Бюджет республики недополучает 60 млн рублей в год от коммерсантов
-
При финансовой поддержке «Транснефти» в Ингушетии построен спорткомплекс
-
В Ингушетии запустят пилотный проект по учету потребленного газа на расстоянии
-
В месяц Рамадан в Ингушетии на один час сокращен рабочий день
-
Прокуратура нашла нарушения в работе восьми детсадов Малгобека
-
В Ингушетии принимаются меры по прекращению безлицензионной разработки полезных ископаемых
-
Социальные работники отмечают профессиональный праздник
-
В Сахаровском центре открылась выставка фоторабот детей из республик Северного Кавказа
Все новости
Рубрики
Архивы
Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс |
---|---|---|---|---|---|---|
« Июн | ||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | ||
6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 |
20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 |
27 | 28 | 29 | 30 | 31 |