• Одежда и украшения

    Продолжение. Начало в №105

    Мужской костюм, особенно у состоятельных людей, долгое время имел некоторые функциональные компоненты, которые могли служить и украше­ниями — пояс (тIехкар), газыри (бустамаш), часы (сахьат) и т.д. Пояса носили двух типов: кожаные с металлическим набо­ром и из ткани или войлока. Во второй половине XIX — начале XX в. более всего были распространены пояса в виде узкого кожаного ремня, которые были доступны любому горцу.

    Пояс туго затягивался на талии, а длинный кончик продевали в подвижную обоймочку. Празд­ничные пояса украшали многочисленными, часто серебряными бляшками и подвесками разной формы.

    О длительности бытования этого элемента одежды свидетельствуют и археологические материалы. Е. Крупнов писал: «Каждый покойник опоясан одним, а иногда и двумя кожаными поясами с железными или бронзовыми пряжками; тонкие пояса украшались серебряными и бронзовыми наконечниками и бляшками. На поясах обычно висят кисеты из кожи с огнивом, кресалом и трутом. Среди обычных кресал находились и крупные, в виде уплощенных фибул».

    Пояс представлял элемент этикета. Неподпоясанному мужчине неприлично было выйти на улицу, показаться старику или человеку по статусу выше него. Не носили пояса очень глубокие старики и мальчики и мужчины во время траура.

    Функциональное назначение пояса было достаточно широким, отмечает этнограф Е. Студенецкая: «К поясу подвешивали различные предметы, не­обходимые мужчине в дороге, на охоте. Это были: сальница или жирница — прямоугольная металлическая коробочка с салом для смазывания оружия; отвертка сложной формы для разбора огнестрельного оружия, служившая иногда и кресалом; брусок для точки кинжала или ножа; пульница; кожаный походный стакан; мешочек, в котором лежали кремень, трут, кресало и др. Пастух мог повесить на пояс мешочек с разной мелочью для лечения скота. Одним словом, пояс заменял карманы. Но, самое главное — на поясе висе­ло оружие: кинжал (или нож в деревянных полуножнах), пистолет и иногда шашка».

    Богато украшенный пояс был престижной частью мужского гардероба и свидетельствовал о социальном и имущественном положении владельца. Носили и широкие матерчатые пояса, в основном старики, муллы, хаджи, а также мужчины в период траура. Ими могли подпоясать бешмет, но не черкеску. Сложенную в несколько раз материю (холст, шелк) скручивали жгутом, оборачивали дважды вокруг талии и спускали спереди двумя конца­ми. Войлочные пояса шириной 4-6 см повязывали во время косьбы.

    Черкеска, в отличие от сходных по покрою кафтанов, отличалась карманчиками для газырей, которые с конца XVIII в. стали наши­вать на черкеску по обеим сторонам груди (по 7-9 штук). Изначально они выполняли не столько декоративную, сколько практическую функцию. В них хранились заряды для кремневых ружей и пистолетов, помещавшиеся в специальных емкостях, патронах, имеющих декоративные серебряные крышки.

    В позднесредневековых погребениях Ингушетии обнаружены мужские кольца из бронзы. Со второй половины XIX – начала ХХ века роскошным дополнением мужского костюма стали карманные часы, их как престижный мужской аксессуар стали использовать широко и в качестве подарка.

    Костюм — бешмет, черкеска из темного сукна с «кабардинкой» (низкой, оторо­ченной каракулем суконной шапочкой) или папахой, штаны, черные кожаные «чувяки» и кожаные ноговицы — по замечанию Н.Ф. Яковлева, был по-прежнему скромным и отличался отсутствием украшений. Только на ременном поясе висел кинжал в простых черных ножнах, а иногда и «маузер».

    В 1920-1930-х годах бешмет (особенно у молодежи) стала вытеснять «кавказ­ская рубаха», где сочетались черты бешмета (высокий стоячий воротник, разрез посередине в верхней части груди, застегивающийся на мелкие пуговки и петельки из шнур­ка) и рубахи. Ее носили с брюками-галифе.

    Этот комплект был удобен для всадника и хорошо сочетался с сапогами и ноговицами, поэтому на Кавказе он быстро приобрел широкую популярность.

    С 60-х годов ХХ века стал уже входить в обиход мужской костюм европейского покроя.

    В начале 1990-х годов реги­он затронула тенденция носить массивные золотые часы, пер­стни, цепочки и пр. Однако она довольно быстро прошла. Но вот тренд «мусуль­манской моды» стал набирать заметную силу уже в начале ХХI века.

    «Костюм мюрида» (мурдий барцкъаш) – это современная модификация кавказской рубахи в сочетании с брюками классического по­кроя из легких (льняных или хлопчатобумажных) или из более плотных тканей, например, вельвета с традиционной папахой или шапочкой, напоминающей по форме тюбетейку (беттиг). Поверх такого костюма в прохладную погоду надевают, как правило, жилетку.

    Из украшений мужчины отдают предпочтение хорошим, дорогим часам, но со стальным или титановым кор­пусом, некоторые носят серебряные перстни (на правой руке).

    Продолжение следует